Частный собственник и честный хозяин – не одно и то же

Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, не только крупнейшем объекте, но и самой мощной электростанции России, стала для общества серьезным предупреждением, сигналом об аварийном положении дел на многих и многих других подобных сооружениях нашей страны…

Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, не только крупнейшем объекте, но и самой мощной электростанции России, стала для общества серьезным предупреждением, сигналом об аварийном положении дел на многих и многих других подобных сооружениях нашей страны, более того, о системном неблагополучном положении. Разрушения жилых домов, пожары в складских помещениях, аварии на инженерных сетях, на дорогах, автомобильных и железных, в авиации происходят, согласитесь, очень часто. По этим фактам проводятся обследования, экспертизы, устанавливаются причины. Как обычно, виновных не находят. Да и чаще всего их невозможно найти.

А вот из-за чего рвутся линии электропередачи, известно – от нависшего на них снега, от наледи. Снега в России всегда было много. И при строительстве электролиний это должно учитываться. Но алюминиевые провода сегодня рвутся по банальной причине их старения. Так, по сообщению сетевой компании “Татэнерго”, протяженность воздушных ЛЭП 110-500 кВ составляет у нас 6548 км, при этом средний процент их износа – 87. Но это средний процент. Значительная доля электролиний, построенная еще в 50-60-е годы прошлого века, изношена стопроцентно, и, видимо, здесь можно всегда ожидать аварии. Уверен: проверка оборудования электростанций обнаружит катастрофический износ некоторых агрегатов, в том числе базовых для электростанции. К чему это может привести, объяснять, полагаю, излишне.
В прежние, советские времена государство строго и системно контролировало использование основных фондов и их обновление. С целью аккумуляции денежных средств на их содержание и восстановление предприятия делали соответствующие отчисления в амортизационный фонд. При этом часть средств предназначалась для полного восстановления стоимости, а другая – для капитального ремонта и модернизации. Эта вторая часть возвращалась при необходимости предприятию в пределах защищенных объемов для проведения капитального ремонта.

Объективности ради необходимо отметить, что доля средств, возвращаемых предприятию для капитального ремонта и модернизации технологий, с каждым годом сокращалась, чем во многом объясняется отставание отечественных предприятий от зарубежных в области технического перевооружения и модернизации. Продолжалось использование отслужившего, самортизированного оборудования по два и три срока. В результате снижались и качество продукции, и производительность труда. Основная часть амортизационных отчислений, предназначенных на реновацию, направлялась на строительство новых объектов, то есть способствовала дальнейшему экстенсивному развитию производительных сил.

По прошествии почти двух десятилетий с начала акционирования и приватизации в нашей стране отношение основной части трудящихся (акционеров) к “принадлежащему им” имуществу, увы, не изменилось. И психологически, и юридически они не заинтересованы ни в эффективном использовании этого имущества, ни в его сохранности. Всяческими путями доля акций, находящихся в собственности коллектива, производителя продукции, в акционерных обществах постоянно за эти годы сокращалась и зачастую становилась равной нулю. Так, на КамАЗе, акционированном в 1990 году, доля многотысячного коллектива сегодня равна мизерной цифре…

С 1 января 1991 года амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов производятся до полного перенесения их балансовой стоимости на себестоимость продукции (работ, услуг) и издержки обращения. Нормы амортизации на капитальный ремонт всех видов основных фондов любых форм собственности не применяются. Затраты предприятий на все виды ремонтов планируются ими самостоятельно и обеспечиваются финансами и другими ресурсами за счет себестоимости. Хорошо это или плохо?

Давайте сначала отметим, что “хозяин” предприятия сам решает, заняться ли ему ремонтом оборудования, его заменой или сделать это позднее, улучшив финансовое положение. А может, и вообще ничего не делать… Во многих случаях здесь торжествуют алчность, надежда на “авось”: мол, ничего, пронесет. Прибыль-то предприятие имеет… Случается, “не проносит”. И тогда страна получает ЧП, подобное Саяно-Шушенской ГЭС.

Мудрую операцию провел в своей стране президент США Рональд Рейган в восьмидесятых годах. Он обязал предпринимателей проводить ускоренную амортизацию своего имущества. То есть, если срок службы имущества был определен в 20 лет, его владелец обязан был амортизационные отчисления увеличить вдвое. Демонтировали и выводили из обращения совершенно работоспособное, но уже не имеющее балансовой стоимости имущество и продавали его развивающимся странам. Вместо него монтировалось и запускалось в эксплуатацию более прогрессивное оборудование. Таким образом, отрыв США от других стран относительно качества продукции, богатства страны увеличивался. Так, в Набережных Челнах было смонтировано подобное оборудование, привезенное из США с фабрики “Джойта”. Таким же образом мы покупаем за рубежом самолеты, автомобили, иной устаревший товар и все больше и больше отстаем технологически от продавцов. Зато много говорим об инновациях и “нанотехнологиях”.

Государство, я считаю, должно найти приемлемые формы контроля за предприятиями разных форм собственности в отношении соблюдения сроков ремонтов и нормативов использования их имущества.

Причиной аварии на Саянах стал целый комплекс нарушений правил эксплуатации, частично озвученных уже до окончательного расследования. В целом же из произошедшего можно сделать некоторые выводы. Во-первых, в отношении качества проектирования подобных уникальных проектов. На месте существовавших ранее крупных авторитетных проектных институтов сейчас работают зачастую маленькие организации. Необходимого качества проектирования они обеспечить не в состоянии. Авторский надзор за производством работ чаще всего не осуществляется по причине отсутствия договоров с инвесторами и, соответственно, финансирования.

Нельзя не отметить еще один очень важный фактор, обеспечивающий сохранность и долговременность службы имущества, движимого и недвижимого. Это уровень профессионализма работников, которые управляют этим имуществом. В современной инженерии появилась специализация – “Экспертиза и управление недвижимостью”. Готовят таких специалистов разные вузы. Например, в Набережных Челнах их учат на строительном факультете ИНЭКА, в Казани – на экономическом факультете КГАСУ. К сожалению, до сих пор нет конкретной, обсужденной на федеральном уровне и принятой программы их подготовки. Утверждаю это как профессор строительного факультета ИНЭКА. Отмечу опять-таки, к сожалению, и то, что специальность эту стремятся получить слабые абитуриенты, которые не надеются на себя при обучении по основной профессии. Чаще всего это девушки.

Обозначу хотя бы пунктиром и другие сопутствующие ситуации моменты. Это все-таки, подчеркну еще раз, низкий уровень профессионализма инженерно-технического состава предприятий, их менеджеров. Возникновение огромного количества коммерческих вузов привело к тому, что качество подготовки специалистов, необходимых нашей экономике, в том числе в строительной отрасли, резко снизилось. Кроме того, лихорадка перестроечных лет заставила многих настоящих профессионалов сменить место работы. Как результат: часто и руководители, и специалисты разных уровней работают на должностях, не соответствующих их образованию и опыту.

Когда все это “утрясется”? Когда эти проблемы будут тушиться оперативно и эффективно? Мне на эти вопросы ответить трудно. Но случившееся на Саянах заставляет всех нас понять: в “режиме трагедий” общество жить долго не может. Лихорадочное латание дыр – тоже не выход. Необходимо масштабное, базисное, системное, перспективное (называйте как хотите) решение вопроса. И чем раньше к нему государство приступит, тем лучше.

Марат БИБИШЕВ,
Набережные Челны.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще