“…А конкурсные управляющие проели все до копейки”

Вчера коллегия Счетной палаты Татарстана рассмотрела результаты проверки соблюдения законодательства, имущественных интересов государства…

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

Вчера коллегия Счетной палаты Татарстана рассмотрела результаты проверки соблюдения законодательства, имущественных интересов государства, эффективности деятельности арбитражных управляющих в ходе процедур банкротства государственных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале.

Проверка осуществлялась во взаимодействии с Министерством земельных и имущественных отношений и Арбитражным судом РТ.

– Результаты контрольных мероприятий показывают значительное количество нарушений в сфере управления и распоряжения государственной собственностью республики, – сказал председатель Счетной палаты Алексей Демидов. – Кроме того, выявляются факты коррупционных проявлений. В связи с этим Счетная палата намерена усиливать контроль на данном направлении.

Он также напомнил, что 21 октября в Совете Федерации тему банкротств поднимал Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин. По мнению руководителя татарстанского парламента, система банкротства в том виде, как она изначально задумывалась, на сегодняшний день не состоялась. Фарид Мухаметшин передал членам рабочей группы ряд предложений по внесению изменений в федеральное законодательство, направленных на противодействие незаконному захвату предприятий.

Контрольно-ревизионными и экспертно-аналитическими мероприятиями были охвачены 93 организации. И, как отмечалось на заседании коллегии, процедуры банкротства, направленные на финансовое оздоровление организаций, по отношению к госпредприятиям практически не применяются. Основной процедурой является конкурсное производство. При этом, по словам аудитора Азата Валеева, большая часть денежных средств, полученных от реализации активов, направляется на проведение самой процедуры, а не на погашение требований кредиторов, которые в среднем погашены на 12 процентов.

– В 38 организациях все полученные средства были направлены на покрытие расходов, связанных с конкурсным производством, ни одно требование не погашено. Что называется, конкурсные управляющие проели все до копейки, – отметил А.Валеев. – Зачастую затраты на конкурсное производство завышаются искусственно, в основном это касается расходов на оценку имущества, консалтинговые услуги, организацию и проведение торгов, юридическое сопровождение, а также на услуги по охране имущества.

В качестве примера аудитор привел Казанское узловое транспортно-экспедиционное производственное объединение. В ходе конкурсного производства, введенного в отношении этого ГУП, вознаграждение арбитражного управляющего составило 340 тысяч рублей, оплата труда специалистов – 472,6 тысячи, ремонтные работы – 1,6 млн., юридические и информационные услуги, услуги по оценке, проведению торгов – 5,4 млн. рублей.
Или другой пример. Конкурсное производство в отношении ГУП “Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы” длилось один год, а расходы на проведение процедуры превысили общую кредиторскую задолженность (1,5 млн.рублей) в полтора раза и составили 2,2 млн.рублей. В конечном счете кредиторская задолженность была погашена за счет бюджетных средств.
Порой дело вообще доходит до абсурда. Выявлен случай, когда расходы на оценку вдвое превысили стоимость реализации активов.

Конкурсное производство в законодательно отведенный для этого срок, как правило, не завершается. Процедуры затягиваются, что приводит к их удорожанию.

Зачастую арбитражные управляющие одновременно ведут ряд организаций-банкротов. Есть случаи, когда один арбитражный управляющий параллельно вел более 30 дел. Такое положение, конечно, не способствует обеспечению эффективности процедур банкротства.

Аудитор заострил внимание еще на одной проблеме. Как показала проверка, во многих случаях в ходе конкурсного производства имущество госпредприятий за бесценок приобретается коммерческими структурами. Причем нередко имущество по итогам несостоявшихся торгов продается в разы ниже оценочной и балансовой стоимости. Так, имущество ОАО “Агрызский завод строительных материалов” балансовой стоимостью 35,2 млн.рублей было реализовано за 11 млн.рублей. А имущество ОАО “Сюндюковский карьер” (склады, гаражи, административное здание, две отапливаемые стоянки, автовесы, КПП, автомобиль “КамАЗ”, запасы, дебиторская задолженность) оценочной стоимостью 8,4 млн. рублей продано за 757,7 тыс. рублей.

Зачастую непосредственно перед введением процедуры банкротства происходит вывод активов. Наглядный пример – ГУП “Строящийся Елабужский кирпичный завод”: по состоянию на 1 января 2005 года стоимость незавершенного строительства составляла 139,2 млн. рублей, на 31 декабря 2005 года – 28,6 млн.рублей.

Наконец, с согласия руководства казанского ГП “Строймонтажналадка” земельный участок в южной промзоне Приволжского района Казани площадью 0,72 га (на нем также располагались различные постройки предприятия) был изъят и передан сторонней организации. В настоящее время на участке ведется строительство производственной базы.

– Казалось бы, имеется предельно конкретная цель – оздоровить предприятие путем реструктуризации долгов и кредитов, вывести на рентабельность и сделать конкурентоспособным, – сказал, подводя итог заседания, Алексей Демидов. – Однако мы видим: пока система арбитражных управляющих работает совсем не так, как это предполагалось. Отсутствие надлежащего контроля создает условия для использования “серых” схем по выводу активов имущества организаций в пользу третьих лиц, уклонения от уплаты налогов, рейдерского захвата предприятий.

На заседании отмечалось, что для предупреждения злоупотреблений в банкротных правоотношениях органам государственной власти в рамках своих полномочий необходимо повысить эффективность контроля за участниками процедур банкротства, объединить усилия по осуществлению контрольных функций. Кроме того, целесообразно осуществить мероприятия, обеспечивающие условия для сокращения сроков проведения процедур несостоятельности (банкротства) и наиболее быстрого вовлечения имущества предприятий-должников в экономический оборот.

По информации первого заместителя министра земельных и имущественных отношений Айрата Нурутдинова, в Татарстане в этом отношении работа ведется. В настоящее время решается вопрос создания системы мониторинга финансового состояния организаций с использованием программных средств, которая позволит своевременно выявлять признаки экономической неустойчивости и принимать необходимые меры.

По результатам проверки Счетной палаты коллегией принято решение направить информацию в Министерство земельных и имущественных отношений республики, материалы проверки – в Прокуратуру РТ. Кроме того, коллегия Счетной палаты решила проинформировать о результатах проверки Кабинет Министров и Арбитражный суд РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще