Не госзаказом единым

Предприятиям машиностроения необходимо искать новые рынки сбыта

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Предприятиям машиностроения необходимо искать новые рынки сбыта

“Машиностроительный комплекс вносит существенный вклад в экономику Татарстана. На 3,5 тысячи предприятиях отрасли занято 40 процентов работников промышленности. Но из-за финансово-экономического кризиса наиболее сильно пострадала именно эта сфера, где наблюдается самый большой спад объемов производства, существенное сокращение численности персонала, нехватка кредитных ресурсов”, – отметил Премьер-министр Рустам Минниханов, открывая совместное заседание коллегии Министерства промышленности и торговли и президиума Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ, на котором были обсуждены состояние и перспективы развития машиностроительного комплекса республики.

Как сообщил глава Минпром-торга Равиль Зарипов, объем промышленного производства за девять месяцев текущего года составил 611 млрд. рублей при индексе 87,4 процента (в среднем по России – 86, по Приволжскому федеральному округу – 82,4 процента). Наибольшее влияние на снижение индекса промпроизводства относительно такого же периода прошлого года оказало падение более чем на 40 процентов объемов выпуска транспортных средств и оборудования. Доля машиностроительного комплекса в общем показателе – 120 млрд. рублей (снизилась более чем на 20 процентов), 36 процентов предприятий отрасли – убыточные (в 2008 году – 18 процентов), сумма убытка достигла 8,5 млрд. рублей. Среднемесячная заработная плата в машиностроительном комплексе снизилась до 13 тысяч, то есть уменьшилась на 14 процентов. Численность работающих в промышленности сократилась на 4,5 процента – до 366 тысяч человек, из них 40 процентов – заняты в машиностроении. Такова сегодняшняя картина.

– Такое снижение объемов производства в машиностроении связано как с падением спроса на продукцию в условиях кризиса, так и с ресурсо-затратной структурой ее себестоимости, невысоким уровнем производительности труда, что требует реструктуризации производственных мощностей, диверсификации продуктовых рядов, их вывода на новые рынки сбыта, – подчеркнул министр. – Ситуация осложняется нехваткой оборотных средств, вызванной сокращением взаимодействия инвестиционных структур с реальным сектором экономики и трудностями с привлечением кредитных ресурсов в машиностроительный комплекс.

По словам Равиля Зарипова, в полной мере вышеперечисленные факторы сказались на предприятиях автомобилестроения, где наблюдается самый глубокий спад производства. Прежде всего это касается акционерного общества “КамАЗ” и компании “Соллерс”. Выжить предприятиям автопрома помогли главным образом такие факторы, как значительная поддержка со стороны государства и реализация антикризисных программ. К примеру, федеральными и республиканскими государственными структурами за девять месяцев нынешнего года приобретено около семи тысяч “КамАЗов” и 3,8 тысячи грузовых и легковых автомобилей производства “Соллерс”. Объем госзакупок составляет 45 процентов от общего производства автотехники. Кроме того Правительство РФ предоставило этим предприятиям государственные гарантии по привлечению банковских кредитов.

– Федеральным центром определены меры поддержки отрасли на 2010 год, – констатировал министр. – Например, планируется запустить программу утилизации подержанных легковых  автомобилей, на что предусмотрено десять миллиардов рублей, закупить авто-транспорт на сумму 20 миллиардов. Правительство России приступило к разработке программы развития автомобилестроения до 2020 года, в которой будет прописана  стратегия действий по выводу отрасли из кризиса.

В объемах производства машиностроительного комплекса республики около 22 процентов приходится на долю оборонной промышленности, к которой относятся 13 заводов, более десятка НИИ и КБ. На этих предприятиях занята почти треть работников отрасли. По мнению Премьер-министра Рустама Минниханова, на сегодня “оборонка” сумела сохранить свои позиции благодаря получению государственного оборонного заказа. За девять месяцев она выпустила продукции на 26 млрд. рублей, что почти на два процента выше уровня прошлого года. И, по прогнозу, в этом году объем производства достигнет 35 млрд. рублей, а гособоронзаказа – 18 млрд. рублей (против 13 млрд. – в 2008 году). Однако, как подчеркнул глава Правительства, необходимо искать новые рынки сбыта, в том числе в тяжелом машиностроении, металлургии, нефтехимии.

Одним из значимых результатов совместной деятельности Минпромторга и Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ Равиль Зарипов назвал возобновление полномасштабной деятельности Центра производственной субконтрактации РТ, чего так настойчиво добивался Рустам Минниханов.

– На сайте центра только за последний месяц опубликовано 115 новых заказов для машиностроителей, – сообщил министр. – К настоящему времени 136 предприятий здесь разместили информацию о своих производственно-технологических возможностях. Эта система позволяет значительно активизировать взаимодействие промышленных предприятий по расширению кооперационного сотрудничества.

Премьер призвал руководителей предприятий шире использовать в практической работе возможности Центра производственной субконтрактации.

– Эта структура должна работать активнее и биться за каждый заказ для наших предприятий, – заметил глава Правительства.

Председатель Татарстанского регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральный директор Казанского вертолетного завода Вадим Лигай рассказал о взаимодействии республиканских и российских машиностроительных предприятий в производстве технически сложной, наукоемкой продукции. Министр труда, занятости и социальной защиты Айрат Шафигуллин призвал промышленников активизировать организацию общественных работ в машиностроительной отрасли, в которой происходит оптимизация персонала. Директор Центра энергосберегающих технологий при Кабинете Министров РТ Евгений Мартынов доложил, что в данной отрасли имеется значительный “запас прочности” для сокращения материальных затрат на электро-энергию. И высказался о необходимости создания института энергоменеджеров, способных прогнозировать потребление киловатт-часов, а это очень важно для подготовки к предстоящей либерализации рынка электроэнергии в России. Президент Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ Александр Лаврентьев заявил: “В нашей стране серьезные проблемы в промышленности возникли из-за отсутствия государственной стратегии в этой сфере. И если на Западе и в США на начальном этапе финансового кризиса был сделан акцент на помощи реальному сектору экономики, то в России – на подпитке банков и сырьевых корпораций…”

Рустам Минниханов, подводя итоги заседания, подчеркнул, что в следующем году диапазон прямых мер государственной поддержки будет, скорее всего, сужен, может быть сокращен и оборонный заказ.

– В этих условиях крайне важно консолидировать все имеющиеся резервы для повышения конкурентных преимуществ выпускаемой продукции, участвовать в соответствующих федеральных программах, – считает Премьер-министр. – Необходимо активизировать работу по внедрению принципов “бережливого производства”, энергоресурсосбережению. На татарстанском рынке нужно максимально поддерживать своих товаропроизводителей, использовать систему электронных торгов. Следует сосредоточиться на модернизации производства, внедрении инноваций и поиске новых рынков сбыта.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще