В республике создаются условия для выявления ювелирного контрафакта
Недавно моя нижегородская приятельница купила в ювелирном магазине золотой браслет с небольшим бриллиантом, выложив за украшение 50 тысяч рублей. Но недолго радовалась приобретению. Вскоре, уж не знаю почему, у нее зародилось сомнение в его надлежащем качестве. Женщина обратилась в пробирную инспекцию, специалисты которой определили, что браслет изготовлен из тонкого турецкого сусального золота, содержащего большой объем примесей. И красная цена этой вещи – 20 тысяч рублей…
Отныне и в Казани будет функционировать такая структура. Как мы уже сообщали в предыдущем номере, в пятницу в столице республики с участием Премьер-министра Рустама Минниханова и первого вице-спикера Государственной Думы Олега Морозова официально распахнул двери производственный участок Волго-Вятской государственной инспекции пробирного надзора (с центром – в Нижнем Новгороде), которая входит в структуру Российской государственной пробирной палаты. Татарстанский надзорный орган разместился на базе казанского ювелирного завода “Алмаз” – одного из шести дочерних предприятий московской компании “Алмаз-Холдинг”.
Возродить то, что утрачено
В России пробирный надзор как государственная система действует с 1700 года (а вообще он возник еще в то время, когда началась чеканка золотых и серебряных монет). Надзор был введен с целью защиты прав потребителей ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и камней, их изготовителей от недобросовестной конкуренции, а также для соблюдения государственных интересов в сфере производства, использования и обращения драгоценностей. В XVIII веке клеймение золота и серебра делалось в московском Серебряном ряду, который был единственным местом, где законом разрешалось торговать изделиями из драгметаллов.
Сегодня Российская государственная пробирная палата является федеральным учреждением при Министерстве финансов РФ. В ее структуру входят 18 госинспекций пробирного надзора, Московский геммологический сертификационный центр и четыре филиала. По словам Рустама Минниханова, создание в Татарстане надзорного органа в “драгоценной” сфере формирует платформу для развития, а точнее сказать, реанимации этой отрасли в нашей республике. Ведь до XX века Казань была крупным ювелирным центром, признанным в Европе и Азии.
– Наши предки испокон веков изготавливали и носили украшения, – заметил глава Правительства. – И столица республики должна вернуть себе прежний статус.
Президент компании “Алмаз-Холдинг” признался:
– Мы два года вели тяжелейшие переговоры с федеральными властями о поддержке создания дополнительной пробирной структуры. Понятно, что сделать это в условиях мирового финансово-экономического кризиса было непросто. И все же государство нашло средства для закупки необходимого оборудования. Теперь казанский участок оснащен по последнему слову техники. Приборы, к примеру, позволяют выявлять объем содержания в изделии не только драгоценных, но и тяжелых металлов. Причем и стационарно, и с выездом на “точки”. Но признаюсь, еще в апреле стоял вопрос: где открыть этот контролирующий орган – в Казани или Перми? Ваша столица все-таки перевесила…
– Я считаю, что государство оказало большую помощь, поддержав открытие в Казани участка пробирной инспекции, – сказал Рустам Минниханов. – Деятельность этой структуры намного упростит работу местных ювелиров, которым отныне не придется ездить, к примеру, в Нижний Новгород, Уфу или Саратов за государственным пробирным клеймом для своих изделий. Очень важно защитить нашего потребителя. К сожалению, сегодня в республике продается большой объем завезенного товара непонятного происхождения и качества.
Исполняющий обязанности руководителя Российской государственной пробирной палаты Борис Борисов согласился с премьером в том, что “оборот изделий из драгоценных металлов и камней требует защиты, а Татарстан с его богатыми художественно-национальными традициями имеет значительный потенциал для развития ювелирного искусства”. По мнению исполнительного директора Конфедерации объединений ювелиров Стран Содружества Алексея Щербины, с вводом в эксплуатацию в Казани участка госинспекции пробирного надзора наша республика в сравнении с многими регионами страны “оказалась в равных условиях в деле развития ювелирного бизнеса”. Гости привели такой пример. В Костромской области, где весьма силен орган пробирного надзора, только в одном из сел с девятитысячным населением полторы тысячи предпринимателей заняты в “драгоценной” сфере.
Дело – за законодателями
После церемонии открытия участка состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы упорядочения ювелирного рынка в России, борьбы с контрафактом и поддержки отечественного товаропроизводителя в этой сфере. В совещании также приняли участие министр финансов республики Радик Гайзатуллин, заместитель министра промышленности и торговли Владимир Соловьев, генеральный директор Гильдии ювелиров РФ Валерий Радашевич, начальник Волго-Вятской государственной инспекции пробирного надзора Лариса Меженина.
По данным Пробирной палаты РФ, с 1999 года в нашей стране наблюдалась устойчивая тенденция роста поступлений изделий на опробование и клеймение. В 2007 году эти показатели превысили результаты 1999-го в шесть раз. В первой половине прошлого года количество золотых изделий, направленных на опробование, незначительно выросло, однако уже во втором полугодии уменьшилось на 4,4 процента, хотя по серебру рост составил 33 процента. По итогам восьми месяцев текущего года объем поступившей в палату золотой продукции сократился более чем на 43 процента, серебряной – увеличился на 20 процентов.
Как прозвучало на совещании, на текущий день в Татарстане пока лишь не более одного процента ювелирного рынка покрывают местные производители.
– Выходит, у нас в этом деле – полный коллапс, никто им серьезно не занимался, – признался Рустам Минниханов. – Здесь огромная ниша для предпринимателей. Однако необходимо, чтобы законодательно, соответствующими нормативными актами были оговорены определенные условия игры. Потому что некоторые предприниматели ведут открытый бизнес, а их конкуренты – это теневые дельцы. Система завоза и торговли продукцией должна быть четко регламентирована, нужно создать нормальную конкуренцию. Я считаю, что для развития этого бизнеса в нашей стране нужна протекция государства.
– С контрафактом, как и с любыми другими нарушениями законодательства, мы стали бороться более активно, – утверждает первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. – Наша страна имеет огромное собственное богатство в виде золота, серебра, платины, алмазов, драгоценных и полудрагоценных камней. Но при этом не только не является мировым лидером в производстве продукции из них, а еще и завалена второсортным низкокачественным товаром, который изготавливается из нашего же сырья. С точки зрения здравого смысла, это абсурд… В Татарстане открыто производство ювелирной продукции, пусть пока небольшое. Теперь, я считаю, нужно подумать о возможности изготовления в республике и высококачественной огранки для драгоценных камней, которые добываются в нашей стране. Для этого нужны политические, законодательные, административные решения.
Олег Морозов сообщил, что в ближайшее время в Госдуме планируются парламентские слушания на эту тему. Депутаты должны определиться, какие изменения следует внести в законодательство для того, чтобы ювелирная отрасль в нашей стране стала прибыльным, конкурентным и экспортно ориентированным бизнесом, создавала добавленную стоимость и пополняла российскую казну.