Известны тысячи историй успеха людей, которые начинали заниматься бизнесом, будучи в юном возрасте. Среди них маститый российский предприниматель Дмитрий Богданов, который еще в начальных классах познал суть “работы на себя”: он стриг газоны соседей и знакомых, продавал самодельные букеты. Или американский разработчик программного обеспечения Блейк Росс, создавший свой первый сайт в возрасте 10 лет. А Сухас Гопинат из Индии и вовсе попал в Книгу рекордов Гиннесса: он в 14 лет основал компанию веб-решений Globals Ink, а сейчас руководит персоналом в 600 человек и офисами в 11 странах.
Формирование бизнесмена должно начинаться еще со школы, именно в этом возрасте происходит становление личности, развитие жизненных принципов и основных установок. Специалисты уверены: чем раньше начинать развивать в молодежи предпринимательские навыки, тем больше вероятность того, что из нее вырастут эффективные бизнесмены. С этим мнением полностью согласны члены Союза молодых предпринимателей Татарстана. Они уверены: будущее татарстанского бизнеса – в руках активной молодежи.
Данная организация была создана еще в конце прошлого года, активную же деятельность она начала в феврале нынешнего. Главную свою функцию руководители союза видят в том, чтобы поддержать стремления молодых людей организовать свое дело как можно раньше – когда только-только появилась определенная идея. В союзе начинающие бизнесмены знакомятся с теми, кто уже чего-то достиг в жизни. Ведь очень важно в самом начале пути найти тех, кто не только поддержит словом, но и покажет, по какой траектории лучше двигаться, как с наименьшими потерями преодолевать трудности. А вопросов тут возникает немало, как “мелких”, так и более серьезных. Какие документы необходимы для регистрации фирмы? За что браться в первую очередь? Как вести бухгалтерию? Где искать сотрудников?.. И часто случается, что эти трудности пугают настолько, что навсегда отбивают охоту создавать что-то свое.
– В республике, как и в России в целом, сейчас пристальное внимание уделяют вопросу развития среднего класса. Известно, что главным образом он формируется за счет создания малых предприятий. В этом аспекте очень важно воспитать успешных бизнесменов, и начинать работать с ними нужно, когда они еще молодые, – говорит первый заместитель председателя, руководитель казанского отделения союза Александр Чесноков. – В республике не было структуры, которая занималась бы именно с молодыми людьми, желающими создать свое дело. Эту нишу мы и заняли. У нас два основных направления: работа со студентами и с молодыми предпринимателями до 35 лет. Мы сами молодые предприниматели, у нас самих есть бизнес, и мы не понаслышке знаем, что значит “ставить его на ноги”. Вначале нам тоже не хватало знаний, навыков, необходимых контактов – приходилось все это искать самим, собирать информацию и налаживать связи. По нашей задумке, все эти знания и контакты будет обеспечивать Союз молодых предпринимателей.
Работа с высшими учебными заведениями является одним из двух основных направлений деятельности СМП. Сегодня во многих вузах республики (КГУ, КГТУ, ТИСБИ) созданы свои студенческие бизнес-центры. Планируется внедрить там всевозможные образовательные программы, направленные на развитие предпринимательского чутья и навыков, для чего будут приглашаться известные бизнес-тренеры. На месте начнет формироваться “фабрика идей”. Интересно и то, что здесь собираются активно внедрять всероссийскую студенческую онлайн-игру под названием “Business Battle”: участник “получает” компанию и на ней отрабатывает бизнес-навыки, основная цель – сделать свое предприятие успешным. Она уже стала популярной в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. На основе этой игры проводятся и всероссийские чемпионаты по управлению бизнесом, в которых лучшие студенческие команды со всей страны вступают в интеллектуальную схватку друг с другом. Надо отметить, что попасть в бизнес-центр может любой желающий.
– Лучших мы будем поддерживать и в дальнейшем, в том числе и в плане финансов. Можем даже пригласить их поработать к себе: сегодня многие предприниматели отмечают, что идей очень много. Но часто не хватает проектных команд для развития той или иной задумки. Через эти бизнес-центры мы и будем подтягивать ребят, – делится планами Александр Чесноков.
Второе направление СМП – работа с молодыми, уже сформировавшимися или только начинающими бизнесменами. Для них действует юридическая консультация, бухгалтерская, также предоставляются услуги по созданию и продвижению сайтов и многое другое.
– Например, мы разработали систему тендера корпоративных продаж, то есть создали центр, куда предприниматели могут обратиться и “взять в аренду” менеджеров по продажам. Ведь очень дорого искать, обучать менеджеров, тем более, если сотрудник нужен на время (это касается каких-то сезонных работ). Есть и другие услуги. Членам СМП часть из них оказывается бесплатно, ряд – по большим скидкам. У нас проходят и внутренние презентации компаний – членов СМП. На этих встречах люди уже заключали договоры, находили новые нужные контакты.
С момента существования Союза молодых предпринимателей при поддержке этой организации “поднялись на ноги” семь стартапов, в основном в области IT-технологий.
– Сейчас люди подтягиваются именно к информационным технологиям. Мы хотим, чтобы ежегодно благодаря Союзу молодых предпринимателей в республике появлялись около 100 стартапов. В любом развитом гражданском обществе должны быть мосты между обществом и бизнесом, между государственными органами и рядовыми гражданами. Общественные организации призваны осуществлять эту деятельность. И наша задача – довести идеи, мысли молодых предпринимателей до государства, – считает Александр Чесноков.
Среди основных задумок руководства Союза молодых предпринимателей – создание образовательной площадки с целью получения новой информации и знаний для ведения собственного бизнеса.
Инвестиционные проекты поддержат деньгами
Инвестиционно-венчурный фонд РТ приступил к реализации новой программы для поддержки малого и среднего бизнеса. Ее полное название – программа о предоставлении компенсации части процентов по кредитам российских кредитных учреждений организациям малого и среднего предпринимательства, реализующим проекты в приоритетных отраслях экономики Татарстана.
По словам начальника отдела предпроектного анализа и экспертизы ИВФ Ольги Захаровой, программа была разработана в соответствии с конкурсом, который проводит Министерство экономического развития России по отбору субъектов Российской Федерации, которым в нынешнем году будут предоставляться субсидии для финансирования государственной поддержки бизнеса.
Главная ее цель – увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а значит, и укрепление среднего класса населения. Бюджет программы на этот год сформирован из федеральных и республиканских средств и составил 34 миллиона рублей.
Конечно, не любой инвестиционный проект может претендовать на участие в конкурсном отборе. В первую очередь он должен реализоваться в одной из приоритетных отраслей экономики Татарстана. Напомним, что это – энергетический сектор, нефтехимическая и химическая промышленность, машино-, автомобиле-, авиастроение, агропромышленный комплекс, пищевая промышленность и производство строительных материалов. Еще одно немаловажное условие – срок реализации проекта не более трех лет, а компенсация выплачивается по кредитным ресурсам, не превышающим 30 миллионов рублей, в объеме не более ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент уплаты процентов субъектом малого и среднего предпринимательства (сейчас эта цифра составляет 10 процентов).
Как подчеркнула Ольга Захарова, проект должен иметь положительный бюджетный эффект. “Обязательным условием при предоставлении компенсации является сохранение предприятием рабочих мест на период не менее шести месяцев со дня получения поддержки. Вновь созданные рабочие места – дополнительный положительный фактор проекта”, – говорит она. Выплата компенсации осуществляется ежеквартально после проведения анализа выполнения показателей бизнес-плана за отчетный квартал, допускается 15-процентное отклонение показателей в сторону ухудшения.
Необходимо упомянуть, что не могут рассчитывать на получение данной поддержки следующие субъекты малого и среднего предпринимательства: кредитные, страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды. Также в это число входят предприятия, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорный бизнес и другие.
“Для участия в конкурсном отборе проектов, претендующих на получение компенсации, предприниматель должен обратиться в фонд с определенным пакетом документов, в число которых входят анкета-заявка, бизнес-план и другие документы. Полный текст положения по компенсации размещен на сайте фонда www.ivf.tatar.ru. После того как проект рассмотрен и оценен нами, мы предлагаем его попечительскому совету, который в итоге и принимает решение”, – резюмировала Ольга Захарова.
Аутсорсинг позволяет разгрузиться
Часто предприятия сталкиваются с такой проблемой, как нехватка квалифицированных кадров, способных реализовать сложные маркетинговые задачи. Стоимость хорошего специалиста очень высока, и если объем работ очень большой, то выгоднее платить за конкретную выполненную работу, чем за потраченное на нее рабочее время. В таких случаях для предприятий самым лучшим решением оказывается использование услуг аутсорсинговой структуры.
Определений термина “аутсорсинг” существует немало. Аутсорсинг (в переводе с английского языка outsourcing означает внешний источник, использование внешних источников) – передача выполнения непрофильных, вспомогательных функций внешней организации, которая специализируется в соответствующей области. Вторым вариантом аутсорсинга является аутстаффинг – это наем квалифицированных сотрудников без юридического оформления.
В отличие от услуг сервиса и поддержки, которые чаще всего имеют разовый, случайный характер, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее одного года). Аутсорсинг позволяет компании-заказчику сократить издержки и значительно снизить трудоемкость и затраты на эксплуатацию информационных систем и приложений, сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные.
Стратегия аутсорсинга подразумевает долгосрочное сотрудничество двух организаций, основанное на принципах партнерства. Самыми распространенными видами аутсорсинга на сегодня являются: бухгалтерский, юридический, кадровый, IT-аутсорсинг, уборка помещений – клининг, логистический, транспортный и аутсорсинг персонала. Минусом аутсорсинга может стать риск доверия информации о предприятии сторонним организациям. Поэтому очень важно при выборе компании ориентироваться на хорошо себя зарекомендовавшие и давно работающие в нужной области.
Есть еще термин – “офшорный аутсорсинг”. Он обозначает использование наемного труда специалистов из других стран.