Исполнение госзаказов под контролем Счетной палаты

Счетная палата Татарстана продолжает пристально следить за законностью процедуры размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов, поскольку доля нарушений в этой сфере остается по-прежнему высокой, а эффективность работы все еще оставляет желать лучшего.

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

Счетная палата Татарстана продолжает пристально следить за законностью процедуры размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов, поскольку доля нарушений в этой сфере остается по-прежнему высокой, а эффективность работы все еще оставляет желать лучшего.

На очередном заседании коллегии глава ведомства Алексей Демидов сообщил: по результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой за 9 месяцев этого года, выявлены различные нарушения законодательства о госзакупках на сумму 342,6 млн. рублей (почти пятая часть всех нарушений). Наиболее распространенные из них – несоблюдение условий исполнения государственных (муниципальных) контрактов, приобретение продукции по ценам значительно выше рыночных.

Были озвучены результаты проверки осуществления специализированными организациями функций по размещению государственного заказа в 2008 году и в первом полугодии нынешнего года.

Как сообщил аудитор Ильнур Мубараков, начальная стоимость размещаемого заказа через проверенные специализированные организации (ЗАО “ПАКТ”, ООО “ПАКТ” и ООО “Юридический центр “Интегро”) составила 531,4 млн. рублей, конечная цена – 517,1 млн. рублей, а общая сумма снижения – 2,9 млн. рублей.

При этом большинство госконтрактов по торгам, размещенных через специализированные организации, заключено с единственными участниками по начальной цене, то есть при отсутствии торгов – на сумму 387,5 млн. рублей, это 75 процентов от суммы размещенного заказа. Даже в тех торгах, которые признаны состоявшимися, снижение цены в большинстве случаев происходило на незначительную сумму. Например, в ходе аукциона, объявленного Министерством образования РТ на разработку проекта строительства пристроя спортзала казанского лицея-интерната №4, цена победителя оказалась ниже начальной цены контракта на… 45 копеек (0,00005 процента), при том, что стоимость контракта составила 974,5 тыс. рублей.

Из 302 размещенных лотов лишь в 16 случаях начальная цена была снижена более чем на 5 процентов, а стоимость заказа по этим лотам составила 51,9 млн. рублей, или 10 процентов от общей суммы.

В отдельных случаях услуги специализированной организации за предоставление конкурсной документации одновременно оплачивались как за счет бюджетных средств, так и участниками торгов.

В ходе проверки установлены факты, когда в торгах участвовали “устойчивые пары” поставщиков. При размещении госзаказа на выполнение работ для нужд госзаказчика принимали участие поставщики, не заявлявшиеся на торги по аналогичным работам для нужд других заказчиков. К примеру, фирма “Степ-Сервис” признавалась победителем по 8 лотам из 10 для выполнения ремонта в Республиканском наркологическом диспансере. При этом победители таких торгов сами работу не выполняли, а привлекали по договорам субподряда участников, проигравших в торгах.

Не остались незамеченными ревизорами Счетной палаты и случаи “двойного подхода” к отклонению заявок участников торгов. Так, на аукционах, проводимых Республиканским наркодиспансером, при наличии одних и тех же недостатков заявки одних участников отклонялись, других – допускались и признавались победителями.

В ходе проверки выявлено, что стоимость услуг специализированных организаций не зависит от способа проведения торгов и значительно меняется для различных заказчиков. Например, Республиканский противотуберкулезный диспансер за один аукцион оплатил ООО “Интегро” 3,4 тыс. рублей, тогда как Республиканский кожно-венерологический диспансер – 13,5 тыс. рублей. А Нурлатское лесничество в этом году заключило контракт с ЗАО “ПАКТ” из расчета 117,2 тыс. рублей за одни торги. То есть за аналогичные услуги специализированных организаций их стоимость отличается в зависимости от заказчика и достигает разницы до 34,5 раза!

При этом для отдельных заказчиков стоимость оплаченных услуг специализированной организации заметно превысила разницу начальной и конечной цен размещенных лотов. Например, для Республиканского кожвендиспансера проведены торги по 23 лотам на сумму 16,5 млн. рублей. В результате цена была снижена на 56,9 тыс. рублей, а услуги специализированной организации обошлись в 176 тыс. рублей. И еще одна деталь: в настоящее время в штате каждого учреждения есть работники, занимающиеся госзаказом…

– Никакой экономической целесообразности в привлечении таких спецучреждений я не вижу, – заключил аудитор.

По словам генерального директора Агентства по госзаказу РТ Якова Геллера, спецучреждения – это своего рода “черные юристы”, которые ищут дырочки и лазейки в законе, чтобы за деньги сделать то, что должно быть сделано бесплатно. “К сожалению, сегодня нет единого надзорного органа за исполнением закона о госзакупках. И нам явно не хватает аналитического центра, который бы осуществлял мониторинг всей процедуры госзаказа”, – отметил он. Поблагодарив аудиторов Счетной палаты за то, что они обратили внимание на этот сегмент, Яков Геллер попросил у них поддержки в этом вопросе.

– К сожалению, в 94-м законе, даже после нескольких его правок федеральным законодателем, все еще сохраняются коррупционные риски, – сказал Алексей Демидов. – Взять хотя бы статью 12, которая носит явный коррупционный характер. Счетная палата России и ее председатель Сергей Степашин неоднократно вносили конкретные предложения по совершенствованию этого закона, вплоть до введения видеосъемки наиболее важных процедур при заключении контрактов. Однако до кардинального решения проблемы дело так и не дошло…

По результатам проверки коллегия Счетной палаты приняла решение направить материалы о выявленных нарушениях в Прокуратуру республики, а информацию о фактах, содержащих признаки нарушения закона о размещении заказов для государственных нужд, – в Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще