“Просто зарабатывать деньги скучно и… невыгодно”

Первый раз известный бавлинский бизнесмен Ильяс Ягудин удивил немало своих знакомых, когда добровольно отказался от занимаемой престижной должности, чтобы основать собственное дело.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

Первый раз известный бавлинский бизнесмен Ильяс Ягудин удивил немало своих знакомых, когда добровольно отказался от занимаемой престижной должности, чтобы основать собственное дело.

Произошло это в постсоветские годы, называемые теперь лихими, на самой заре отечественного предпринимательства, перспективы которого были тогда довольно туманными. “Коль вырос от простого работяги в системе потребкооперации до директора мясоперерабатывающего комплекса, так вполне можешь этим довольствоваться, а не искать себе приключений, подвергая себя опасностям”, – говорили Ильясу Акрамовичу близкие ему люди. Однако Ягудин, привыкший семь раз отмерить, прежде чем отрезать, упрямо гнул свою линию, коли уж ее выбрал. Даже видавшие виды строители, к примеру, лишь восхищенно качали головой, проходя мимо пустыря, где с утра еще не было и колышков разметки, а после обеда уже… возвышался фундамент первого магазина Ильяса Акрамовича.

Потом он обзавелся еще двумя – один взял в аренду, другой построил, – не остановившись и на этом. Но усилия направил не на дальнейшее развитие торговой сети, а на обустройство собственного тепличного хозяйства сначала на пяти сотках, а нынче на двух с половиной гектарах. Тщательно выращивая такие сорта огурцов, которые пользуются растущим спросом не только в республике, но и за ее пределами.

А затем Ягудин задумал еще сразу три проекта с социальной составляющей. Первый из них уже получил материальное воплощение: на предприятии Ильяса Акрамовича началось производство шлакоблоков. Второй в стадии реализации, окончания которой ждут с нетерпением как местные власти, так и многие бавлинцы, поскольку замыслил Ягудин организовать у себя утилизацию и переработку старых автомобильных шин с последующим изготовлением из них строительных изделий.

К слову сказать, Ягудин не единственный предприниматель в Бавлах, кто счел целесообразным сочетать бизнес с решением экологических проблем города. На здешнем полигоне твердых бытовых отходов группа предприимчивых людей организовала переработку старого полиэтилена, пластиковых бутылок, производя из них разную продукцию, в частности черепицу, которая уже с успехом использовалась для кровельных работ в ходе реализации программы по капитальному ремонту жилья.

Ягудин уверен, что сумеет наладить утилизацию изношенной авторезины не менее эффективно, а поиск необходимого для этого оборудования вел не торопясь, придирчиво в разных российских регионах. И наконец нашел его в Самаре. Теперь Ильяс Акрамович изыскивает средства, чтобы приобрести приглянувшуюся ему технологическую линию. Прикидывает, как лучше это сделать: на лизинговой основе, на банковский кредит или на спонсорские деньги.

А не так давно состоялись переговоры Ягудина с представителями деловых кругов Турции, у которых он собирается купить механизмы для очередного своего подразделения – сахарного мини-завода. И этот факт заместитель главы Бавлинского муниципального района Миннефоат Хасиятуллин назвал знаковым.

– Дело в том, – продолжил Миннефоат Галимуллович разговор о буднях и перспективах местного бизнеса, – что у нас в последнее время заметно прибавилось желающих заняться частным сельскохозяйственным производством. Некоторые взяли для развития личных подсобных хозяйств банковские кредиты. Таких на бавлинской земле набралось за минувшие три года более 360, причем, что особенно радует, 38 из них горожане, оформившие кредиты в рамках национального проекта по развитию агропромышленного комплекса на девять с лишним миллионов рублей.

Другие бавлинцы пошли по иному пути – чтобы организовать мини-фермы преимущественно на собственных подворьях, получили от государства по 58 тысяч рублей по схеме так называемой самозанятости. Поначалу планировалось охватить этой программой 100 семей, но потом их стало 111, а в ближайшее время их число, очевидно, увеличится до 150.

Я знаком с пожилым уже бавлинцем, который до недавней поры работал в одном из бюджетных учреждений, а нынче надумал разводить гусей, уток. Зародился  такой проект после того, как у него в гостях побывали московские родственники. Перед отъездом они спросили, где можно прикупить утят. Сказали, что хотят заняться  их разведением в деревушке под Истрой, которую уже присмотрели. И добавили, что у москвичей сегодня в особой цене экологически чистые, вкусные, свежие, прямо, как говорится, с грядки или с фермы продукты. “Вот я и подумал, – продолжил знакомый бавлинец, – что ежели родня московская сочла целесообразным аж за многие десятки километров от дома ферму завести, то мне это сам Бог велел! И  земли на подворье хватает, и с учетом возможного моего сокращения – жить ведь на что-то с семьей надо”.

Окончательно же, по его словам, он решился основать птицеводческий свой бизнес после того, как сходил в райсельхозуправление и на местный оптовый рынок. А вот почему, я у него тогда не спросил. “Может быть вы, Миннефоат Галимуллович, сумеете ответить на этот вопрос?” – обращаюсь к собеседнику.

– Да, наверное, смогу. Полагаю, дополнительным толчком для принятия столь серьезного решения послужил тот факт, что в нашем управлении сельского хозяйства появился специалист, который помогает всем потенциальным предпринимателям, не обладающим достаточной юридической грамотностью, подготовить  бизнес-планы совершенно бесплатно. А на оптовом рынке они получили возможность покупать комбикорма для своих мини-ферм рублей на 60 дешевле, чем по всей округе. Скоро, кстати, в городе будет открыт еще один такой рынок. Между ними, естественно, возникнет конкуренция, что должно привести к дальнейшему снижению оптовых цен на корма.

Начинающих частных сельхозпроизводителей у нас все больше не только среди взрослых. Настоящими школами юных предпринимателей становятся садово-огородные участки при сельских учебных заведениях. Ребятня в селах Александровка и Чути вырастила, к примеру, в нынешнем году столько моркови и капусты, что этой продукции им хватит с избытком не только на школьные обеды зимой, но и на продажу.

В недалекой же перспективе подрастающие сельчане смогут подрабатывать на задуманном Ягудиным сахарном мини-заводе. Ведь с вводом его в эксплуатацию на селе начнут выращивать в качестве сырья для этого объекта свеклы соответствующих сортов. Важность “сладкого” проекта Ягудина еще и в том, что с его реализацией будет сделан еще один шаг к заполнению предпринимательской ниши, которая у нас является еще, можно сказать, целиной.

– Вы имеете в виду сферу переработки сельхозпродукции?

– Да. К счастью, она постепенно перестает быть проблемной в связи с обустройством дополнительных подразделений на уже действующих предприятиях. Убедительная иллюстрация чему – ООО “Жилсервис”, где наряду с выполнением непосредственных своих обязанностей начали изыскивать возможности для того, чтобы освоить технологическую линию по подготовке к употреблению и расфасовке молока.

И эта инициатива коммунальщиков, понятно, Бавлам ко двору как нельзя больше. Ведь еще несколько лет назад по ряду объективных причин перестал существовать местный маслосыркомбинат и город остался без собственной переработки сырья, поступающего с молочнотоварных ферм района.

– А также и от частных производителей, – добавляет Миннефоат Галимуллович. – Теперь же у них появился стимул для производства молока, приобретения новых коров, поскольку продукцию дойных гуртов с индивидуальных подворий и будет прежде всего собирать заготовительная служба коммунальщиков. Хотелось бы, разумеется, чтобы они эту свою идею реализовали побыстрее, однако мы коллектив “Жилсервиса” не торопим. Наоборот, нам по душе та тщательность, с какой руководитель ООО подбирает необходимое молочное оборудование, изучает опыт организации подобного производства в соседних районах, регионах.

– Но, позвольте, как мне помнится, поначалу у “Жилсервиса” был другой план увеличения своего достатка…

– Верно. Сперва они хотели наладить выпуск полипропиленовых труб. Однако после очередных тщательных прикидок пришли к выводу, что выгоднее все же перерабатывать, фасовать молоко.

Вообще же, надо сказать, все больше наших предпринимателей разделяют основной принцип Ягудина, что просто богатеть скучно. Они считают, что бизнес должен работать не только на кошелек тех, кто им занимается, но и на интересы местного населения.

– Слышал о шутке, появившейся у работников здешнего ООО “Юлдыз”, что строительные каски и кроликам “к лицу”…

– После того, вероятно, как на этом предприятии, коллектив которого, кстати, является у нас первопроходцем в малом и среднем бизнесе, наряду с возведением строительных объектов начали разводить и кроликов – до тысячи и более голов. Кроликофермы появились также и на селе, и на частных городских подворьях, что делает проблему с расширением, укреплением сферы переработки сельхозпродукции в Бавлах еще более актуальной. Хотелось бы, чтобы к ее решению подключились и сами сельхозпроизводители, особенно те из них, что живут в городе. Наиболее оптимальным для них будет скооперироваться и наладить переработку совместными усилиями. Не будем против, если капитал на обустройство переработки вложит бизнесмен со стороны. Из Бугульмы, скажем, или из Казани. Главное, чтобы деньги работали на экономику города, района, на сокращение у нас безработицы.

– Но поначалу необходимо остановить ее рост, что, как показывает практика, можно сделать и за счет существенной экономии затратных средств.

– Многие производственные, сервисные коллективы города тоже успели это уяснить. К примеру, на нашем пассажирском автотранспортном предприятии разработали и внедрили установку  вроде своеобразного сепаратора, который заметно повышает качество дизельного топлива, очищая его от различного рода примесей. И тем самым продлевает сроки эксплуатации дизельных двигателей, обеспечивая растущую экономию средств на их ремонте, что позволяет преодолевать финансовые проблемы без сокращения штата. Однако еще лучше, когда в том или ином коллективе не просто сохраняются, но и появляются новые рабочие места. Как, скажем, в ООО “Татнефтекабель”, где наряду с выпуском основной продукции первоначально освоили производство некоторых товаров широкого потребления. А затем оборудовали у себя плавильный цех с помощью китайских специалистов. Убив при этом, как принято говорить, сразу несколько зайцев – получили возможность утилизировать залежи старого кабеля, повысили свой доход и предоставили городу 16 новых рабочих мест.

– Наверное, таких мест в Бавлах могло быть и больше, если б поактивнее бизнес развивался в здешней сфере бытового обслуживания.

– Да. Эту нишу предприниматели освоили пока далеко не полностью. Но тем не менее сфера сервиса перестала у нас быть самым слабым звеном, как еще год назад. Кроме пошивочного предприятия “Золушка”, имеющего филиал и в Бугульме, появились еще четыре швейных мастерских, а также частная служба по ремонту телерадиоаппаратуры, иной бытовой техники.

– Минувшей весной бавлинские предприниматели говорили мне, что не хватает координирующего их действия органа, куда бы, к примеру, мог обратиться за консультацией любой человек, пожелавший открыть свое дело.

– И с этим вопрос, по существу, уже решен. Предприниматели сами сняли его с повестки дня, создав собственный профсоюз. Причем не городской, а региональный, приглашая вступить в свои ряды коллег из Бугульмы, Азнакаева, других соседних районов. Профсоюз успел доказать, что создан не формальности ради, начав с первых же дней действовать активно. С успехом организовал празднование Дня предпринимателя в нашем Доме культуры, определив там лучших в своих номинациях, а также перспективы бизнеса в Бавлах.

Частному же предпринимателю у нас есть еще к чему приложить руки. Живописнейший наш край на границе с Оренбуржьем и Башкортостаном обладает обширными залежами не только нефти, но и известняка, гравия, глины, щебня,  а также в том числе лесными ресурсами. К этому надо добавить обширные луга и речки с чистой водой, где до сих пор водится форель, иная рыба. Это делает возможным у нас туристский бизнес. Есть и кому заняться этим.

– И сколько сейчас в городе и районе предпринимателей?

– Всего по итогам первого полугодия зарегистрировано более тысячи. В том числе 678 индивидуальных предпринимателей. Выросла как среднемесячная зарплата в этой сфере, которая составляет уже без малого восемь тысяч рублей, так и налоговые, прочие отчисления в местный бюджет.

Есть и другие отрадные результаты развития малого бизнеса. Мясо, скажем, на нашем рынке можно нынче купить дешевле, чем на окрестных. Добавлю, что пенсионерам разрешено торговать своей сельхозпродукцией в рыночных рядах бесплатно, что тоже пожилым людям очень по нраву. И увеличивает их достаток, а главное, стимулирует ветеранов, еще полных сил, к расширению бизнеса на своих подворьях.

В общем, уровень безработицы снижается у нас заметно. Если в феврале она составляла 5,9 процента от всего экономически активного населения, то уже к середине августа уменьшилась почти вдвое. Вот, пожалуй, главный промежуточный итог расширения у нас малого и среднего бизнеса, которое, естественно, будет продолжаться.

Что радует? Бавлинские предприниматели в большинстве своем не стремятся загрести под себя денег как можно быстрее и любым способом, даже в ущерб доброму своему деловому имени, а научились думать и об имидже предприятия,  и о перспективах. И потому, если уж берутся за какой-то проект, то отрабатывают его не как-нибудь, а по полной программе. Вот, например, в уже упомянутом ООО “Юлдыз”, когда надумали выращивать кроликов, потрудились завести их не обычной, а элитной породы, и ухаживает за ними специалист. А про Ягудина мне рассказали такой случай. Время от времени он дегустирует выращиваемую в его теплицах продукцию. И вот однажды сотрудницы Ильяса Акрамовича подсунули ему среди своих огурцы с чужого, так сказать, огорода. Так Ягудин аж в лице изменился, их попробовав: неужто так резко снизились вкусовые качества его огурцов? Вот как человек переживает за марку семейного предприятия. Недаром же он избран председателем профсоюза здешних предпринимателей, с которым нам совместно впредь устранять проблемы, еще не решенные в бавлинском малом и среднем бизнесе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще