На КамАЗе заканчиваются летние “каникулы”. 1 сентября приступили к работе заготовительные производства – литейный, кузнечный, прессово-рамный заводы. Вчера к ним присоединился “КамАЗ-дизель”, а седьмого числа будет запущен главный сборочный конвейер на автомобильном заводе.
По словам директора департамента по связям с общественностью корпорации Олега Афанасьева, накопленных за время простоя заказов достаточно, чтобы главная производственная артерия автозавода функционировала в двухсменном режиме до конца месяца. При этом на общественных работах по-прежнему будут заняты 15-17 тысяч человек. Популярность их среди камазовцев не уменьшается. Временная занятость позволила увеличить в июле среднюю зарплату среди рабочих с 11630 до 12800 рублей.
К сожалению, факторы, приведшие к резкому падению спроса на грузовики, продолжают оказывать негативное воздействие на рынок. В тисках кризиса находится строительная отрасль, а в ней находили применение до 40 процентов выпущенных в прошлом году “КамАЗов”. Не лучший период переживает агропромышленный комплекс, не говоря уже о таком секторе экономики, как коммерческие перевозки. Все это вынуждает аналитиков корпорации оценивать ближайшие ее перспективы со сдержанным оптимизмом. Оставшиеся с прошлого года на складах готовой продукции остатки нереализованных машин рассасываются, но не так быстро, как хотелось бы.
За восемь месяцев 2009 года выпущено почти 15 тысяч большегрузов, до конца года предполагается собрать еще около 10 тысяч машин.
Из-за того, что в условиях кризиса потребители перестали приобретать импортную технику, в первую очередь китайскую, доля Камского автозавода на российском рынке резко возросла. Однако этому обстоятельству на предприятии совсем не рады, поскольку существует антимонопольное законодательство, предусматривающее санкции против доминирующих на рынке компаний. И камазовцы могут оказаться без вины виноватыми.
А вот снижение производственных издержек в результате принятия антикризисных мер – факт положительный со всех сторон. Если в прошлом году себестоимость базовой модели позволяла достичь точки безубыточности при выпуске 3,5 тысячи автомобилей в месяц, то сейчас, чтобы на нее выйти, достаточно 2,7 – 2,9 тысячи машин. И это в условиях, когда КамАЗ снижает цены на свою продукцию.
Много шума в средствах массовой информации наделало недавнее сообщение о якобы слиянии КамАЗа, АвтоВАЗа и Ярославского моторного завода. На самом деле речь идет лишь об объединении части активов этих предприятий, которыми владеет госкорпорация “Ростехнологии”, в рамках холдинга “Росавто”. У которого, конечно же, не будет права вмешиваться в оперативную деятельность менеджеров перечисленных трех автозаводов, как и у других их совладельцев.
В свое время “Ростехнологии” получили в управление пакеты акций разной величины более 400 компаний. И теперь задались целью стать эффективным собственником через создание специализированных инвестиционных компаний, отвечающих профилю подотчетных им предприятий. Так, ранее в авиационной промышленности появилась “Росавиа”. И вот настала очередь отечественного автопрома, где профессионалом номер один считается Сергей Когогин. Ему и было предложено возглавить “Росавто”, оставаясь при этом генеральным директором КамАЗа. Поможет ли подобная схема управления отраслью, когда самый успешный менеджер одновременно является полномочным представителем собственника крупных активов, подняться ей с колен? Скоро узнаем.