На очередном заседании экономического клуба ФБК, в работе которого принял участие министр экономики РТ Марат Сафиуллин, было представлено новое исследование “Сколько стоит региональная власть в кризис”.
По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, суммарные расходы региональных бюджетов (минимальная базовая оценка) на госуправление в январе-июне текущего года составили 100,9 млрд. рублей. “Это на 3,8 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года”, – отметил эксперт.
В то же время, по словам И. Николаева, “общий прирост расходов на госуправление на федеральном уровне в январе-июне текущего года составил 16,4 процента, так что сравнение не в пользу федерального центра”. Особенно заметно на федеральном уровне выросли расходы на функционирование Правительства РФ – на 37,9 процента. Согласно расчетам ФБК, выросли и региональные расходы на госуправление – в расчете на одного жителя страны с 684 рублей в январе-июне 2008 года до 711 рублей в январе-июне 2009 года.
По словам И.Николаева, есть несколько причин роста расходов на госуправление: недооценка масштабов и глубины кризиса, бюрократическая инер-ционность (региональные бюджеты принимались в прошлом году, их пересмотр в текущем году добавил реалистичности, но не более), специфика поведения чиновничества в кризисный период. “Когда непонятно, что будет с бюджетом завтра, у некоторых чиновников возникает желание потратить на себя все уже сегодня”, – отметил И.Николаев.
Есть и объективные причины роста госрасходов. “Существенная часть этих расходов идет на оплату ЖКХ. А, как известно, у нас решение об ускоренной индексации тарифов естественных монополий было принято еще в 2007 году”, – отметил И.Николаев.
Среди регионов России наибольший рост расходов на гос-управление в январе-июне текущего года по сравнению с соот-ветствующим периодом 2008 года показали: Республика Саха (Якутия) – на 34,4 процента, Ненецкий автономный округ – 34,1 процента, Новгородская область – 33,9 процента. Лидируют по снижению расходов на чиновников Республика Башкортостан, где зафиксировано снижение на 19,7 процента, Республика Бурятия – 16,9 процента, Республика Татарстан – 15 процентов.
По федеральным округам абсолютные расходы на госуправление больше всего выросли в Северо-Западном (на 11,4 процента) и Южном (на 10,3 процента). В то же время в Уральском федеральном округе они снизились в январе-июне текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 4 процента, а в Приволжском – на 2 процента.
Марат Сафиуллин, выступивший на заседании экономического клуба ФБК, рассказал, что в Татарстане в последние годы расходы на госуправление жестко контролируются Президентом и составляют 3 процента от всех расходов республиканского бюджета. Ровно столько же тратят на госуправление развитые страны. В то же время, по словам М.Сафиуллина, проведенные в Татарстане исследования показали, что документооборот растет в два раза быстрее, чем валовой региональный продукт.
“Бумажный вал нас подавляет”, – заявил министр. По его словам, оказалось, что лишь 7-11 процентов времени чиновники тратят на принятие управленческих решений, остальное уходит на “бюрократический футбол” – циркуляцию бумаг между ведомствами. Он также напомнил, что количество индикативных показателей, по которым регионы отчитываются перед центром, выросло до 600, тогда как, по мнению министра, целесообразно было бы оставить лишь три десятка показателей. В Сингапуре, заметил Марат Сафиуллин, их и вовсе три – произведенная добавленная стоимость, созданные новые рабочие места и привлеченные инвестиции.
Давая прогноз на будущее, Игорь Николаев отметил, что потенциал снижения расходов на госуправление в регионах составляет до 15 процентов. Однако на практике, по его оценке, расходы будут не снижаться, а лишь расти.