О мерах по увеличению объемов продаж продукции республиканских товаропроизводителей в сетевых компаниях шла речь на совещании в Кабинете Министров. Провел его Премьер-министр Рустам Минниханов.
Заместитель министра промышленности и торговли Олег Власов проинформировал участников совещания о наличии местной продукции в крупных торговых сетях.
В республике реализацией продтоваров занимаются около 10 тысяч предприятий розничной торговли, в том числе 25 торговых сетевых операторов.
Республиканская продукция присутствует в ассортименте всех крупных торговых сетей. При этом ее удельный вес составляет более 70 процентов – в структуре продаж хлеба и хлебобулочных изделий, картофеля, капусты, моркови, свеклы, говядины, свинины, яиц, творога, сметаны, масла животного, молока и кисломолочных продуктов и менее 30 процентов в структуре продаж конфет, муки, растительного масла, безалкогольных напитков и пива.
Олег Власов отметил, что потребители отдают предпочтение именно местной продукции. Например, по итогам первого полугодия текущего года свежие овощи местного производства, которые составляют в ассортименте обследуемых торговых сетей 43 процента, дают около 60 процентов оборота данной продукции; молочная продукция в ассортименте составляет 53 процента, в обороте – 85 процентов; яйца в ассортименте составляют 79 процентов, в обороте – 84 процента, масло сливочное в ассортименте – 45 процентов, в обороте – 73 процента и т.д.
Благодаря системной работе доля республиканской продовольственной продукции в крупных торговых сетях постоянно растет. В результате удельный вес местных товаров по итогам полугодия в крупных сетевых компаниях составил в ассортименте 43 процента (в 2008 году – 38 процентов), в товарообороте – 54 процента (в 2008 году – 46 процентов).
Олег Власов подчеркнул, что появление в республике крупных сетевых торговых операторов привело к формированию новых взаимоотношений с региональными товаропроизводителями. К ним предъявляются достаточно высокие требования по ценам, качеству товаров, условиям доставки и расчетов. Тем самым стимулируется производство конкурентоспособной продукции. Этот формат торговли, позволяющий реализовывать широчайший ассортимент продовольственной продукции, в настоящее время является наиболее востребованным у населения и, как следствие, становится все более предпочтительным для товаропроизводителей.
Вместе с тем Олег Власов отметил, что, несмотря на определенный рост показателей уровня объемов реализации продовольственной продукции местных товаропроизводителей, по отдельным сетевым операторам многие проблемы остаются. Это значительные размеры входных бонусов, оплата за полочные пространства, за ввод новой продукции, неоправданно длительные отсрочки платежа, а также несвоевременная оплата за поставленную продукцию. Имеет место предоставление республиканским товаропроизводителям невыгодных полочных пространств.
Также имеют место необоснованно высокие наценки на республиканскую алкогольную продукцию. Так, у 12 сетевых операторов выявлены факты установления на ввозные водки более низких розничных цен, чем на аналогичные республиканские (“Перекресток”, “Пятерочка”, “Бахетле” и т.д.).
“Определенная надежда на разрешение существующих проблем возлагается на скорое принятие федерального закона “О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации”, проект которого в настоящее время находится в Государственной Думе. Однако успех в первую очередь зависит от активной позиции, постоянной, системной работы всех участников алкогольного рынка – производителей продукции, торговых предприятий, а также органов государственной власти”, – отметил в заключение Олег Власов.