Татарстан среди регионов России стал первопроходцем по созданию автономных учреждений. Первые АУ были сформированы в 2007 году. И на сегодня в республике 263 такие организации в сферах образования, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения и так далее. Работают в них около 16,5 тысячи человек, причем текучести кадров в “автономках” практически нет по сравнению с государственными бюджетными организациями аналогичных профилей. И пока ни одно АУ не изъявило желания вернуться к прежнему статусу – “обычных бюджетников”. Об этом сообщила первый заместитель министра экономики, директор Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Алевтина Кудрявцева на традиционном вторничном брифинге в Доме Правительства.
Напомним, что АУ создаются в рамках принятого в ноябре 2006 года Федерального закона “Об автономных учреждениях” с целью улучшения качества услуг и развития конкурентной среды в социальной сфере. В соответствии с этим документом такие организации обязаны оптимизировать свои расходы и максимально эффективно использовать бюджетные средства, участвуя наравне с госпредприятиями в тендерах по получению государственного заказа на предоставление услуг. Стать автономным учреждением совсем неплохо: оно получает бюджетное финансирование в форме субсидий, возможность по своему усмотрению распоряжаться деньгами, заработанными путем платных услуг, а также помощь от государства, направленную на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Как правило, у работников АУ зарплата существенно выше, чем у бюджетников, которые трудятся в тех же отраслях.
Однако, по словам Алевтины Кудрявцевой, “статус АУ нужно еще заслужить”. То есть не каждая госорганизация может стать автономной. Для этого она должна обладать определенной ресурсной базой для получения дохода, а ее коллектив должен быть заинтересован во внедрении на предприятии новаций, которые ведут к эффективному и экономному расходованию денежных средств. Государство, как заверила первый замминистра экономики, не намерено форсировать процесс перевода всех бюджетных организаций в АУ. Для такого серьезного шага им нужно самостоятельно “созреть”, подготовиться психологически и экономически.
Заместитель министра образования и науки Вадим Хоменко констатировал, что сегодня в Татарстане в режиме автономии функционируют 32 общеобразовательные школы, 52 учреждения дошкольного и 20 – дополнительного образования. Причем более половины из них сосредоточены в Набережных Челнах (автоград является лидером в данном деле). В результате перехода на автономную форму на предприятиях этой сферы не только значительно выросла заработная плата, но и существенно снизилась кредиторская задолженность, улучшилось материально-техническое оснащение. Это стало возможным благодаря получению дополнительного дохода от сдачи помещений в аренду, предпринимательской деятельности, экономии платежей за коммунальные услуги и так далее.
По словам замминистра, наиболее подготовленными для перехода в автономные учреждения оказались детские сады. Постоянный приток родительских взносов в размере 20 процентов от стоимости содержания ребенка в дошкольных организациях позволяет им иметь постоянный внебюджетный доход. Поэтому есть смысл постепенно переквалифицировать в АУ все детсады. Как, впрочем, и учреждения дополнительного образования, которым дается “зеленый свет” для предоставления широкой линейки платных услуг. К примеру, в Набережных Челнах все такие предприятия стали автономными. А для повышения качества их работы в городе введены именные сертификаты, что позволило сократить 190 ставок педагогов, которые не сумели набрать ученические группы или чьи занятия дети попросту не посещали. Экономический эффект от этого нововведения составил более 1,4 млн. рублей, и эти деньги были реинвестированы именно в отрасль “образование”.
Вместе с тем Вадим Хоменко отметил, что государству следует зорко контролировать деятельность АУ – не давать им чрезмерно увлекаться коммерческой деятельностью, не допускать завышенной нагрузки на учащихся, обеспечить качество и доступность образования. “В ближайшее время еще 230 организаций нашей сферы планируется перевести в автономию, львиная доля из них – в Казани, – сообщил он. – Сейчас ведется работа над фундаментальной программой стратегического развития системы образования в Татарстане на 2010-2015 годы. И достойное место в этом документе займет раздел о перспективах функционирования автономных учреждений”.
Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Наталья Бутаева заверила, что автономная система привела к конкуренции даже в сфере социального обслуживания, где традиционно была огромная текучесть кадров и не хватало квалифицированных специалистов. Сейчас же, к примеру, дома-интернаты для престарелых в борьбе за клиентов повышают культуру предоставления услуг, приобретают дорогостоящее оборудование, ремонтируются. На данный момент там имеется более ста свободных мест. И у пожилых людей есть выбор – в каком именно доме встретить закат своей жизни.
А заместитель министра культуры Ирада Аюпова высказала опасение, что “культурные” организации, приобретая финансово-хозяйственную самостоятельность, могут и не сохранить прежний профиль деятельности. И, чтобы этого не случилось, их нужно всячески мотивировать. Еще один участник брифинга – замминистра здравоохранения Анас Гильманов, наоборот, считает, что автономным учреждениям (по крайней мере медицинским) было бы неплохо получить полную самостоятельность, которую законодательство несколько ограничивает…
Подытоживая деятельность АУ в 2007-2009 годах, Алевтина Кудрявцева отметила: “Надежды, которые возлагались на автономные учреждения, оправдались, и объем государственных заказов у этих организаций не сократился”. Однако, по ее словам, многие АУ оказались не готовыми осуществлять самостоятельное бюджетирование, так как им остро не хватает квалифицированных финансистов, экономистов и менеджеров. Поэтому в настоящее время власти озабочены подготовкой специалистов в области управления финансово-экономической деятельностью. Кроме того, нужно решить вопросы, связанные с выбором критериев оценки эффективности работы АУ и систем оплаты труда. Также необходимо подготовить соответствующие методические материалы для аудита этих организаций, которые, возможно, вскоре будут объединены в Ассоциацию автономных учреждений.