В ходе проведенного Счетной палатой Татарстана аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию программы “Питьевая вода Республики Татарстан на 2006-2008 годы”, в бюджет республики возвращено 193 млн. рублей.
За время реализации программы уровень централизованного водоснабжения жилищного фонда увеличился с 81,5 процента в 2006 году до 83,6 процента в 2008 году. Аналогичная ситуация – с обеспеченностью жилищного фонда канализацией: за этот период она выросла с 75,1 до 77 процентов. Таким образом, достигнуты прогнозные показатели 2010 года.
Как было отмечено на заседании коллегии Счетной палаты, Татарстан – один из немногих регионов в Приволжском федеральном округе, где реализовывалась подобная программа. За три года на нее направлено 3,5 млрд. рублей. Это позволило реконструировать и модернизировать имеющиеся, а также возвести новые объекты водоснабжения и современные очистные сооружения. Больше стало населенных пунктов, куда в бесперебойном режиме подается качественная питьевая вода, улучшилась санитарно-экологическая обстановка в части уменьшения сброса загрязняющих веществ, прекратился сброс неочищенных сточных вод.
По словам первого заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Раузиля Хазиева, в последние годы многое делалось для обустройства подземных источников и родников. Но артезианская вода, как правило, не отвечает требованиям по жесткости. И, как показал проведенный в ходе проверки опрос, многих жителей республики качество питьевой воды не устраивает именно в силу ее жесткости и осадка.
Контрольные мероприятия проведены в Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Главном инвестиционно-строительном управлении (ГИСУ), ГУП “Татлизинг”, ОАО “Татсельжилкомхоз”, а также в 18 муниципальных образованиях.
– Наша республика богата не только нефтью, но и водными ресурсами. И сегодня все чаще раздаются голоса, что, когда запасы нефти истощатся, наполнять бюджет мы сможем в том числе и за счет продажи пресной воды, – отметил председатель Счетной палаты Алексей Демидов. – Правда, при одном условии: она должна быть чистой. Для этого надо, чтобы по возможности не только водоемы не загрязнялись, но и работа по очистке воды была эффективной. А с этим у нас как раз и возникают проблемы.
Наибольшее количество предусмотренных программой мероприятий проведено в Казани, Набережных Челнах, Черемшанском, Зеленодольском и Чистопольском муниципальных районах. Лишь по одному мероприятию проведено в Аксубаевском, Заинском, Менделеевском, Мензелинском, Тукаевском районах. А в Агрызском, Алькеевском, Кайбицком, Кукморском, Новошешминском и Спасском районах запланированное программой финансирование не осуществлялось.
Как сообщил аудитор Ильнур Мубараков, на фоне недостаточности ресурсов были выявлены случаи авансирования подрядчиков сверх установленного лимита на сумму 21,7 млн. рублей, при том что работы не были выполнены в отдельных случаях до 85 процентов.
По трем введенным в эксплуатацию объектам выявлены остатки бюджетных средств в сумме 7,4 млн. рублей, которые в ходе проверки возвращены в бюджет республики.
Аудитор считает, что ГИСУ и ОАО “Татсельжилкомхоз” не использовали право взыскания пени за несвоевременное исполнение условий государственных контрактов. Например, при должном финансировании объекта “Очистные сооружения канализации в с.Балтаси” подрядчиком ООО НПФ “Прожект” работы выполнены на 7 месяцев позже, чем предусмотрено контрактом. Сумма пеней составила более 4 млн. рублей.
Не всегда эффективно используется приобретенное за счет бюджетных средств оборудование. В 2006 году производилась реконструкция очистных сооружений канализации с внедрением ленточных пресс-фильтров, каждый – стоимостью 4 млн. рублей. Но зимой в Зеленодольске, Нурлате и Заинске из-за несоблюдения температурного режима и отсутствия реагента пресс-фильтры не сплуатируются, очистные сооружения работают на старом оборудовании. В поселке Васильево оборудование в течение двух лет так и не смонтировано.
В ходе выездных проверок ревизорами Счетной палаты выявлены факты, когда работы приняты и оплачены, однако фактически не выполнены. К примеру, при реконструкции очистных сооружений в Арске подрядчик – строительная компания “ОСТА”, получив бюджетные средства, не выполнила свои обязательства на сумму 2,7 млн. рублей. Кроме того, часть оборудования стоимостью 1,8 млн. рублей оказалась несмонтированной. Сейчас очистные сооружения работают по старой схеме. Тем не менее ГИСУ был составлен акт приемки законченного строительством объекта и дано разрешение на ввод его в эксплуатацию. По данным фактам материалы направлены в Прокуратуру республики.
Длительные сроки строительства приводят к удорожанию стоимости объектов и, как следствие, к дополнительным расходам, отметил далее Ильнур Мубараков. Только по семи незавершенным объектам с истекшим нормативным сроком строительства удорожание составило 117,8 млн. рублей. Аудит выявил и случаи, когда введенные объекты до сих пор не переданы на баланс эксплуатирующим организациям и числятся в составе незавершенного строительства. Таких объектов оказалось 23 – на общую сумму 157,7 млн. рублей. В “незавершенку” включены и объекты, эксплуатирующиеся после реконструкции, это еще 88,6 млн. рублей.
А вот другие парадоксы реализации программы.
В 5,9 млн. рублей обошлась бюджету разработка 16 проектно-изыскательских работ, которые не были востребованы более двух лет. Теперь для дальнейшего строительства потребуются внесение корректив, повторное прохождение экспертизы и… дополнительные затраты.
Строительство некоторых объектов велось без проектной документации. В селе Бикулово Нурлатского района ОАО “Татсельжилкомхоз”, отрабатывая контракт на 12,2 млн. рублей, приступило к работам по водоснабжению в июне 2006 года. Проект же получил одобрение лишь в августе 2008 года. Результат: введенный в эксплуатацию водопровод не функционирует из-за постоянного засорения скважины песком, а жители села вынуждены по-прежнему таскать воду из колодцев.
Процедура размещения госзаказа также вызвала у ревизоров Счетной палаты нарекания.
На участие в конкурсе по водоснабжению села Ютаза были допущены ООО “СтройсервисСоюз” (цена предложения 14,6 млн. рублей) и ОАО “Татсельжилкомхоз” (18,8 млн. рублей). Первая фирма предлагала выполнить работы за восемь недель, вторая – за шесть с половиной недель. Победителем признано ОАО “Татсельжилкомхоз”, которое обязалось завершить работы к августу 2007 года, но фактически сделало это в ноябре. Таким образом, за мнимую разницу в полторы недели необоснованные расходы по объекту составили 4,2 млн. рублей.
В 2008 году на 18 аукционах государственные контракты заключены по завышенной начальной (максимальной) цене на общую сумму 21,7 млн. рублей.
По результатам аудита эффективности общая сумма нарушений и недостатков составила 465 млн. рублей.
Материалы проверки направлены в Прокуратуру республики и Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ. А для принятия мер по устранению выявленных нарушений в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ направлено представление.