Критерии эффективности власти

Проект федеральной концепции региональной политики нуждается в доработке

По всей России в начале нынешнего года произошел спад промышленного производства. Но это в сравнении с достаточно успешным началом 2008 года. В последние месяцы наблюдается пусть небольшой, но подъем, что вызывает определенный оптимизм.

Любопытно следующее. Допустим, по производству электроэнергии, газа и воды в сильных субъектах Федерации фиксировалось падение, а в менее развитых, дотационных, к примеру в Ненецком автономном округе, Дагестане, Калмыкии, Хакасии, Туве, Ингушетии, наоборот – подъем. Объяснение этому довольно простое: все нынешние показатели социально-экономического развития регионов сравниваются с докризисными. И причина их положительной динамики в слабых субъектах связана прежде всего с временной дополнительной финансовой помощью, которая в разгар мирового экономического кризиса была оказана этим территориям Федеральным центром. Поэтому абсолютные цифры – вещь лукавая, и ни в коем случае нельзя сравнивать между собой показатели регионов-доноров и регионов-реципиентов. Все познается в динамике.

В Татарстане в сравнении с теми показателями, которые были в начале кризиса, конечно же, наблюдается некоторый спад. По данным Федеральной службы госстатистики и Федерального казначейства, объем промышленного производства за четыре месяца этого года в нашей республике составил 84,7 процента к аналогичному периоду 2008 года. Однако в среднем по регионам Приволжского федерального округа объем еще меньше – 80,5 процента (в Российской Федерации – 85,1). То есть по данному показателю Татарстан лидирует в ПФО. По вводу жилья (114 процентов) мы опережаем и округ (109,1), и в целом Россию (104,3). Та же картина наблюдается и по обороту розничной торговли: в РТ – 101,1 процента, ПФО – 97,6, РФ – 97,8 процента.

Наша республика вышла на первое место в округе по количеству индивидуальных предпринимателей – почти сто тысяч человек. И на второе место по числу юридических лиц – более 102 тысяч организаций, в данном отношении нас опережает лишь Самарская область. Татарстан по сравнению с субъектами ПФО и РФ в январе-апреле имел лучший показатель по инфляции – 104,9 процента против 105,7 и 106,2 соответственно. У нас стоимость продовольственных и непродовольственных товаров, платных услуг ниже, чем в округе и стране. А также самая низкая в ПФО величина прожиточного минимума – 4048 рублей, то есть за эти деньги можно приобрести больше определенных товаров.

Еще один довольно интересный показатель – это наличие рабочих мест: если в феврале было 13,9 тысячи вакансий, то в марте их число выросло до 15,4 тысячи. Во время недавней встречи Премьер-министра России Владимира Путина с представителями партий он отметил следующее. Если сравнить количество безработных по отношению к маю 2008 года, то в связи с кризисом оно в целом по стране увеличилось, но в последнее время снижение идет практически ежедневно. Например, с 18 по 24 мая этого года число безработных по сравнению с предыдущей неделей уменьшилось на 22 тысячи человек, а с 25 по 31 мая сократилось еще на 24 тысячи.

В общем, можно резюмировать, что Татарстан по основным показателям находится в числе лидирующих регионов как в ПФО, так и по стране. Следовательно, это свидетельствует об эффективности власти в республике, поскольку от того, как работает региональное руководство, зависит ситуация в субъекте Федерации.

В связи с этим мне бы хотелось остановиться на мероприятии, в повестке дня которого были вопросы, имеющие важное значение для регионов. Недавно в Государственной Думе совместно с Министерством регионального развития РФ состоялись парламентские слушания по проекту концепции региональной политики. Этот документ определяет, каким образом должны развиваться наши субъекты. При всем том, что данная концепция обсуждалась уже неоднократно, со стороны руководства Республики Татарстан к ней есть замечания, которые я и огласила в процессе этих слушаний. Каковы же они?

В проекте приводится, безусловно, правильный постулат о том, что власть должна быть эффективной, нести ответственность за качество исполнения своих обязанностей. В концепции есть положение о временной финансовой администрации. Речь идет о таком нововведении: если у субъекта образуется 30 процентов долга по отношению к собственным доходам, значит, региональный исполнительный орган не справляется со своими функциями и необходимо подключать временную финансовую администрацию. Это правильно. Однако некоторые эксперты предлагают этот порог снизить до десяти процентов. Мы категорически с этим не согласны, и вот почему.

Возьмем Татарстан. Республика развивается с опережающим ростом – это факт. Но в период кризиса объективно наступила такая ситуация, когда на каком-то определенном этапе образовался десятипроцентный долг по отношению к собственным доходам. Это не означает, что деятельность руководства перестала быть эффективной. Просто нужно было некоторое время, чтобы выправить сложившуюся ситуацию, привлечь кредиты, инвестиции. Подтверждением тому факт, что сейчас в республике опять наблюдается рост.

Другое дело с дотационными, депрессивными субъектами, в которые, безусловно, нужно вводить внешние финансовые администрации. Но, к сожалению, пока в действующем законодательстве не расписан механизм – какой орган будет руководить регионами, каким образом должна осуществляться эта процедура. Данный вопрос необходимо закрепить законодательно. Наверное, это неплохой рычаг, способный заставить руководителей недостаточно развитых регионов настойчивее заниматься делами на вверенной территории.

Мы высказали возражение и по поводу еще одного положения проекта концепции. Планируется возложить основное управление социально-экономическим развитием регионов на федеральные округа. Однако по указу Президента РФ полномочия федеральных округов и полпредов заключаются в основном в контрольных функциях, а не в управленческих. В Конституции РФ, действующем законодательстве округа не обозначены как структуры управления. В концепции же этому уделено очень много внимания и предлагается наделить полномочных представителей Президента России в том числе исполнительно-распорядительными функциями, и чтобы они отвечали за социально-экономическое развитие округов.

Но при этом не предусмотрено, что руководство округов защищает интересы субъектов. Мы не совсем согласны с такой позицией, потому что в том же округе могут быть абсолютно разные по своему экономическому развитию регионы, и причесывать их под одну гребенку ни в коем случае нельзя. Ведь может получиться так, что за счет доходов тех субъектов, которые идут с положительным ростом экономики, будет происходить финансовое выравнивание всего округа. То есть для обеспечения сбалансированности средства будут передаваться дотационным регионам.

Давайте все-таки будем вести речь о правовом государстве. У нас есть Конституция РФ, законодательство об общих принципах власти. И там четко закреплено, что есть органы управления федеральной власти, региональной и муниципальной. Существуют административно-территориальные единицы – это субъекты Российской Федерации. Я, как юрист, считаю, что в таком случае сначала следует внести поправки в Конституцию РФ и другие основные законы, но так своевольно и упрощенно вводить в концепцию другие административно-территориальные единицы в виде федеральных округов, то есть еще одну структуру управления, нельзя.

В общем, моменты достаточно спорные, хотя некоторые эксперты и высказываются в пользу этого варианта концепции. На мой взгляд, когда решаются столь серьезные вопросы, нужно проводить референдум, чтобы знать, как население среагирует на те или иные предложения. На сегодня, к примеру, наша республика самодостаточна, и для ее развития не требуются дополнительные внешние управленческие рычаги. Главное – чтобы региональная власть эффективно работала и не снимала с себя ответственность за социально-экономические показатели.

В концепции неплохо отражен вопрос оптимизации количества федеральных территориальных органов госвласти. С идеей сокращения числа таких структур мы абсолютно согласны. А еще говорится, что полпреды Президента РФ должны управлять территориальными органами федеральной власти и координировать свои действия с органами субъектов. На мой взгляд, для этого вовсе не нужен какой-то дополнительный орган, данные вопросы можно решить, во-первых, путем соответствующего определения в законодательстве, во-вторых, посредством составления соглашений по взаимодействию.

Несколько слов к вопросу о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами власти. Такое большое, как сейчас, количество территориальных структур на местах ни к чему, ведь регионы и сами вполне могут справляться со многими задачами. У нас же наблюдаются излишняя централизация власти и дублирование ряда функций. И зачастую те полномочия, которые ранее были у субъектов, федеральные территориальные органы забирают себе, а потом делегируют их местным “собратьям”. Это не самый лучший вариант для регионов, поскольку одно дело – исполнять определенную функцию самостоятельно, другое – в строгих рамках делегирования.

Разработчиком проекта концепции является Министерство регионального развития РФ, проект уже прошел согласование во многих министерствах, и большинство федеральных структур его безоговорочно поддерживает, не давая себе труда прислушаться к другим мнениям. Концепцию предполагается принять в ноябре. И сейчас, как мне представляется, нашей республике, как и другим субъектам, нужно активнее отстаивать свои позиции относительно проекта этого документа…

В завершение хотелось бы отметить, что кризис подвигнул власти разных уровней к определенным выводам. Во-первых, при планировании бюджета нужно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. Многие региональные бюджеты разрабатывались, исходя из существовавшей на предкризисный момент высокой цены на нефть. Но вот стоимость “черного золота” резко упала, и, понятное дело, доходная часть казны оказалась существенно меньше, чем расходная. Во-вторых, необходима разумная политика относительно государственных расходов. В период кризиса во многих субъектах произошла оптимизация в части и бюджетных учреждений, и государственных услуг. Здесь как раз и проявляется профессионализм руководства. В-третьих, реализация антикризисных мер не должна решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, нужна сбалансированность проводимой политики. Власти не вправе принимать решения, влекущие за собой иждивенческие, неэффективные расходы, а обязаны обеспечить макроэкономическую стабильность в своих субъектах.

Кстати, за январь-апрель доходы консолидированного бюджета Татарстана составили 41 миллиард рублей, расходы – 35,6 миллиарда. То есть получен профицит в размере 5,4 миллиарда рублей. Этого удалось достичь благодаря тому, что были пересмотрены показатели бюджета с учетом кризисной ситуации. Таким образом, в нашей республике были оптимизированы расходы и получены положительные показатели. И это радует.

Гульнара СЕРГЕЕВА,

заместитель председателя Комитета Госдумы РФ

по делам Федерации и региональной политике – депутат от Республики Татарстан

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще