На пороге серьезных перемен

Быть более творчески развитыми, вести не выжидательную, а наступательную политику, активно изучать на местах рынок спроса. Такое домашнее задание получили представительства Татарстана на симпозиуме в Казани, посвященном вопросам развития межрегионального взаимодействия республики в условиях экономического кризиса.

Автор статьи: Надил ГИМАДЕТДИНОВ

Быть более творчески развитыми, вести не выжидательную, а наступательную политику, активно изучать на местах рынок спроса. Такое домашнее задание получили представительства Татарстана на симпозиуме в Казани, посвященном вопросам развития межрегионального взаимодействия республики в условиях экономического кризиса.

Напомним, что первое представительство республики открылось в 1992 году в Азербайджане. К 1 января 2009 года их было уже девятнадцать, семь в регионах России и двенадцать – за рубежом.

Все они участвуют в подготовке и организации визитов официальных делегаций Татарстана в иностранные государства и регионы Российской Федерации, а также консультируют, помогают татарстанским предприятиям в продвижении их продукции на внешние рынки, ищут партнеров для реализации важных инвестиционных проектов. Кроме того, представительства содействуют развитию культурных и гуманитарных связей с регионами России и зарубежьем.

Вопросами политической, культурной, образовательной деятельности представительств в регионах занимается Департамент внешних связей Президента РТ. А все, что касается развития бизнеса и внешнеэкономических связей, курирует Министерство промышленности и торговли.

Тему работы постоянных и торговых представительств республики за рубежом снова затронул недавно и Президент Минтимер Шаймиев. Выступая на сессии Госсовета с докладом о бюджетной и финансовой политике республики до 2012 года, он отметил, что эти структуры пока недостаточно занимаются продвижением продукции татарстанских производителей.

Между тем представительствами накоплен и определенный положительный опыт. Основательно и творчески выстраивает свою работу постоянное представительство, например, в Свердловской области.

Постпредство РТ в Екатеринбурге открылось в мае 1996 года, разместившись в стенах исторического особняка – бывшего дома именитых татарских купцов Агафуровых. В скором времени оно заявило о себе как авторитетный инструмент межрегиональной дипломатии, соединив узами дружбы и взаимовыгодного сотрудничества Татарстан и Урал. Однако, как считает его руководитель Равиль Бикбов, из-за нехватки кадров представительствам крайне сложно развернуться и создать максимальный эффект присутствия в том или ином регионе или отдельно взятой стране.

– Как правило, – говорит он, – это малочисленные организации, а за рубежом они могут быть представлены и вовсе одним человеком. Поэтому перед каждым из нас неизменно вставал вопрос: как не утонуть в море информации, с которым приходится сталкиваться ежедневно?

В поисках наиболее рационального и эффективного ведения дел постпредство в Свердловской области сделало акцент на информационно-аналитической работе. Здесь исходили из того, что современное представительство должно быть оснащено сполна компьютерами, иметь широкополосный доступ в Интернет, подключение к системе “Электронного правительства” РТ.

– Дополнительно можно открыть при представительстве филиалы татарстанских СМИ, что два года назад мы и сделали, – рассказывает Равиль Бикбов. Он считает, что все представительства республики надо оснастить спутниковыми станциями, объединить их в общую телекоммуникационную сеть и создать тем самым глобальную управляемую информационную систему. Такой проект уже разработан, в Екатеринбурге приступили к реализации.

Новый подход к управлению институтом представительств с использованием современных технологий потребует пересмотра и организационных структур. Не обойтись без информационно-аналитического центра, который, в частности, будет повседневно заниматься координацией работы каждого конкретного представителя.

– Безусловно, новое поколение представителей должно получать инновационное образование, над которым тоже необходимо серьезно подумать, – убежден Равиль Бикбов. – Требуется мозговой штурм, чтобы регионы

принципиальным образом шагнули вперед и потянули за собой всю Россию. В основном специалистов целесообразно готовить в самой республике, а не на местах. В целом же тема института представительств требует к себе серьезного внимания, и центральным вопросом здесь становится создание специального научного центра.

По мнению заместителя директора Института экономики Уральского отделения РАН Юлии Лавриковой, формированием имиджа и репутации республики за ее пределами должен заниматься отдельный комитет. Кроме того, она предлагает использовать при сотрудничестве с регионами механизмы государственно-частного партнерства и активно вовлекать в этот процесс представителей татарских диаспор.

– Имидж и репутация – это действительно неосязаемый капитал региона, – говорит Юлия Лаврикова. – Но он должен поддерживаться конкретными делами. В нынешних условиях, когда внешний спрос сужается, потенциал межрегионального взаимодействия выходит на первое место. Поэтому мы предлагаем представительствам довольствоваться не только текущими данными при анализе товарного обмена между регионами, а прежде всего отслеживать информацию на перспективу.

Позиция республиканских экспертов касательно перспектив развития представительств несколько иная. По мнению заместителя министра промышленности и торговли Линара Латыпова, который знает “кухню” представительств не понаслышке (он 11 лет представлял интересы республики в США), в условиях финансового кризиса им следует искать покупателя адресно.

– Для этого представительства должны тщательно изучить рынок спроса, и такую задачу перед ними мы поставили, – сказал он. – В первую очередь следует обратить внимание на то, какие проекты на местах реализуются или готовятся к запуску. Скажем, если строится большая трасса, то здесь понадобятся наши “КамАЗы”, битум и специалисты-дорожники. Есть у нас и опыт возведения нефтехимических комплексов.

Латыпов не разделяет идею объединения представительств под одним крылом. “В этом случае республике придется создавать свои посольства, что нереально. Даже в России в этом плане применяется двойная градация, двойное подчинение. Так, в посольствах страны есть экономические советники. Здесь же действует торгпредство, которое подчиняется Минэкономразвития”, – аргументирует он свою точку зрения. 

Что касается широкого применения информационных технологий в деятельности представительств, то, по словам председателя Комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марата Галеева, это слишком затратная идея.

– По сути своей информационный центр станет красивой игрушкой, который будет использоваться на 5-10 процентов от своих возможностей, – убежден парламентарий. – Ведь мы уже сейчас имеем максимальную цифровизацию республики, а коэффициент ее полезного действия оставляет желать лучшего. Проект заработает лишь в случае серьезного прорыва в сфере бизнеса. А сделать этого пока нельзя, потому как регионы слишком разобщены друг от друга.

В погоне за рублем представительствам нельзя забывать и о национальной составляющей своей деятельности, считает академик АН РТ, профессор КГУ Индус Тагиров.

– Все они были созданы для единения татарского народа, – напоминает он. – Проблем в этой сфере много: это и сохранение идентичности нации, языка, национальных школ. Нельзя сказать, что представительства не работают в этом направлении, но активности пока им явно не хватает. Требуется и финансово-экономическая поддержка государства.

Вопросы развития представительств сложны и многогранны. И у каждой стороны есть на этот счет своя, отличная от других, позиция. Но в спорах, как правило, рождается истина. Надеемся, реализация поставленной перед постпредствами задачи позволит Татарстану полнее воплотить в жизнь свои политические, экономические устремления, а также функцию национального, культурного, духовного и коммуникационного центра для наших соотечественников, проживающих как на территории России, так и за рубежом.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще