Радик ГАЙЗАТУЛЛИН: Необходимо выполнить основные социальные обязательства

Мировой экономический кризис, к сожалению, не мог не сказаться и на исполнении бюджета Татарстана. Ситуация сложная как на местах, так и в масштабе республики.

Мировой экономический кризис, к сожалению, не мог не сказаться и на исполнении бюджета Татарстана. Ситуация сложная как на местах, так и в масштабе республики. Оптимизирован республиканский бюджет, все местные бюджеты также должны оптимизировать свои расходы.

Сегодня, подводя итоги исполнения консолидированного бюджета за первое полугодие, можно сделать какие-то выводы и более детально планировать бюджетную политику на следующие годы. 8 июля на сессии Государственного Совета РТ с докладом о бюджетной и финансовой политике Татарстана на 2010-2012 годы выступил Президент Минтимер Шаймиев. 11 июля на республиканском совещании, рассмотревшем итоги исполнения консолидированного бюджета РТ за первое полугодие и задачи финансовых, казначейских и налоговых органов Татарстана до конца 2009 года, Премьер-министр Рустам Минниханов отметил, что главным приоритетом в работе является обеспечение стабильности.

Сегодня наш собеседник – министр финансов республики Радик Гайзатуллин.

– Радик Рауфович, расскажите, пожалуйста, об итогах исполнения консолидированного бюджета Татарстана в тяжелое для экономики первое полугодие текущего года.

– Несмотря на то, что возникли определенные трудности в экономической сфере, в консолидированный бюджет республики в первом полугодии мобилизовано 63,5 млрд. рублей. В том числе собственные доходы – 38,1 млрд. рублей, или 51 процент к уточненному плану, федеральные средства – 25,4 млрд. рублей.

В бюджет республики поступили собственные доходы в объеме 27,7 млрд. рублей, это 54 процента к уточненному плану. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые и неналоговые доходы бюджета республики уменьшились на 12,8 млрд. рублей, или на 32 процента.

– В связи с чем конкретно произошло снижение доходов республиканского бюджета?

 – Совместно с налоговыми органами, Министерством экономики и отраслевыми министерствами ведется ежемесячный мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности, налоговых платежей крупных предприятий республики. Основная часть уменьшения объемов поступлений перечисленных налогов приходится на крупнейших налогоплательщиков республики, которые в наибольшей степени ощутили влияние кризиса. По крупным предприятиям резко упали финансовые результаты, происходит снижение уровня оплаты труда, сокращение объемов производства подакцизных товаров.

Говоря более детально, в основном снижение доходов произошло за счет уменьшения налога на прибыль (объем снизился на 8,6 млрд. рублей), налога на добычу полезных ископаемых (1,4 млрд. рублей), налога на доходы физических лиц (800 млн. рублей).

Учитывая состояние крупнейших налогоплательщиков, которое хотя и стабилизируется, но медленно, необходимо усилить работу по всем резервам. Будет продолжен и при необходимости расширен отраслевой мониторинг налога на прибыль и налога на имущество организаций, также будет продолжен анализ региональных налоговых льгот.

– Что вы можете сказать об итогах исполнения местных бюджетов в первом полугодии? Как на них сказывается нынешняя экономическая обстановка?

– В части доходов местных бюджетов ситуация несколько лучше республиканской, но напряженность в поступлении есть, идет отставание от уровня прошлого года и планов, утвержденных на 2009 год.

В местные бюджеты мобилизовано 10,5 млрд. рублей, или 44 процента к уточненному годовому плану. По сравнению с аналогичным периодом 2008-го поступление налоговых и неналоговых доходов в текущем году ниже на 973 млн. рублей, или на восемь процентов.

– Как мы знаем, наряду с налоговыми доходами существенным источником пополнения бюджета являются доходы от использования и продажи имущества. Сколько поступило в бюджет неналоговых доходов?

– В первом полугодии неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет Республики Татарстан в объеме 2,3 млрд. рублей, что составляет 55 процентов к годовому плану. В бюджет республики неналоговые доходы поступили в сумме 731 млн. рублей, или 46 процентов от плана 2009 года. Поступление неналоговых доходов в местные бюджеты составило полтора миллиарда рублей, это 61 процент к годовому плану.

– Радик Рауфович, теперь о расходной части бюджета в первом полугодии с точки зрения приоритетов бюджетной политики республики. Известно, что было принято решение финансировать только первоочередные расходы. Как будет обстоять дело в следующем полугодии?

– В связи с напряженным исполнением доходной части в республике был введен режим строжайшей экономии бюджетных средств. Расходная часть консолидированного бюджета республики исполнена на сумму 56,4 млрд. рублей, или на 43 процента от годового плана.

Кассовые расходы республиканского бюджета в первом полугодии составили 46,4 млрд. рублей, или 44 процента к уточненному плану.

Межбюджетные трансферты местным бюджетам выделены своевременно и полностью в сумме 15,3 млрд. рублей.

Годовые ассигнования по отрасли “национальная экономика” освоены в первом полугодии на 55 процентов, “жилищно-коммунальное хозяйство” – на 37, “образование” – на 40, “культура и средства массовой информации” – на 41, “здравоохранение, физкультура и спорт” (без федеральных средств) – на 52, “социальная политика” – на 49 процентов.

С учетом безвозмездных перечислений из бюджета республики кассовые расходы местных бюджетов, по оперативным данным, составили 28,3 млрд. рублей, или 50 процентов к уточненному плану 2009 года.

За счет республиканского и местных бюджетов финансировались только первоочередные расходы. Благодаря проведенной в январе-июне значительной работе по их оптимизации заработная плата работникам бюджетных учреждений в настоящее время выплачивается своевременно, вовремя осуществляются расчеты с поставщиками коммунальных услуг, продуктов питания, медикаментов.

В связи с напряженным исполнением доходной части бюджета этот порядок финансирования бюджетных расходов будет продолжен и во втором полугодии.

– Радик Рауфович, вы сказали, что кризис меньше отразился на исполнении местных бюджетов. А как теперь будут обстоять дела на муниципальном уровне?

– На местах тоже финансировались только первоочередные расходы. Такое ограничение необходимо и во втором квартале. Нужно в кратчайшие сроки внести изменения в решения представительных органов местного само-управления о местных бюджетах на 2009 год на сумму выпадающих собственных доходов, уменьшив в них непервоочередные расходы и сохранив в полном объеме социально значимые и первоочередные расходы.

Насколько мне известно, ряд муниципальных образований принял и готовит решения о реальном сокращении расходов местных бюджетов в условиях недопоступления собственных доходов. Органам местного самоуправления и других районов республики необходимо найти резервы для сокращения расходов в условиях выпадающих доходов местных бюджетов и в кратчайшие сроки внести изменения в местные бюджеты на 2009 год.

Это важно еще и потому, что Минфин России при рассмотрении вопроса о выделении бюджетного кредита и дотации на сбалансированность по федеральной методике рассматривает консолидированный бюджет республики в целом, включая местные бюджеты. Таким образом, главная задача по исполнению местных бюджетов в 2009 году заключается в том, чтобы в условиях сокращения доходов не принимать новых расходных обязательств и оптимизировать непервоочередные расходы.

По предварительным данным, по итогам года кассовые разрывы местных бюджетов прогнозируются в сумме 4,3 млрд. рублей. Если на местах не проводить режим жесткой экономии бюджетных средств и дальнейшую работу по оптимизации расходов, многие районы и города не смогут сбалансировать свои бюджеты. Это может привести к закредитованности местных бюджетов, что в условиях выпадающих доходов и удорожания коммерческих кредитов совершенно недопустимо. Необходимо иметь в виду, что бюджет 2010 года также ожидается напряженным.

– В текущем году Татарстаном выполняется, пожалуй, самый большой в Российской Федерации объем работ по капитальному ремонту жилого фонда. Своевременно ли идет финансирование?

– На сегодняшний день полностью перечислены средства долевого финансирования на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Это дает возможность полностью выполнить адресную программу по реализации капитального ремонта. Напомню, что в этом году предусмотрен ремонт 2346 домов. Программа носит антикризисный характер, она позволяет нам смягчить проблему безработицы и решать другие социальные задачи.

– В своем докладе на сессии Государственного Совета РТ 8 июля Минтимер Шарипович Шаймиев определил основные цели и задачи в бюджетно-финансовой сфере, основные приоритеты бюджетного планирования…

– Да, исполнение бюджета в текущем году и формирование бюджета на предстоящий плановый период должно и будет осуществляться в свете поставленных Президентом задач. Для этого мы должны обеспечить наращивание налогооблагаемой базы по всем позициям, уделяя особое внимание местным налогам. Актуальная, выверенная и полная база будет служить бюджету и в последующие годы. Работа по ее созданию не должна останавливаться, необходимо ее стимулировать. Одновременно нужно обеспечить сокращение недоимки по платежам в бюджет. Важно продолжить и процесс оптимизации непервоочередных расходов, и режим строжайшей экономии бюджетных средств.

Органам местного самоуправления необходимо обеспечить разработку муниципальных антикризисных программ, дополнительно проанализировать собственные доходы местных бюджетов и внести изменения в решения о местных бюджетах на 2009 год в части сокращения непервоочередных расходов на сумму выпадающих налоговых доходов, обеспечивать своевременное и в полном объеме фи-

нансирование социально защищенных и первоочередных расходов. Важно также не допускать просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений с учетом соблюдения законодательства о минимальном размере оплаты труда.

Выполнение поставленных задач в условиях финансового кризиса должно стать основой для формирования бюджета на предстоящий плановый период.

Камиль САГДАТШИН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще