Все контракты по закупке стройматериалов для спортивных объектов Универсиады 2013 года будут проходить через публичные каталоги сделок электронной торгово-информационной системы республики (ЭТИС).
Подрядчикам придется отчитываться за каждый приобретенный гвоздь, шуруп или кирпич. Как считает генеральный директор Агентства по госзаказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ Яков Геллер, это позволит обеспечить полную прозрачность операций купли-продажи.
– Закупки по Универсиаде – это так называемый восьмой каталог, – констатировал Яков Геллер на брифинге в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям. – Структура сделок в нем должна быть доступна общественности и контролирующим органам в режиме реального времени. Скажем, кто, у кого, когда, что приобрел и, главное, по какой цене. Если условия контракта не будут опубликованы в каталоге, то подрядчик не получит из казначейства за работу ни копейки.
По такому же принципу сегодня осуществляются сделки по программе капитального ремонта. При этом основная ставка на электронной площадке делается на поддержку местных товаропроизводителей. Оно и понятно. Ведь в условиях кризиса от каждого рубля продукции, закупленной у татарстанских предприятий, 11 копеек остаются в налоговой базе республики.
– Задача ЭТИС – не ограничивая добросовестной конкуренции, показать все многообразие товаров и предложений на рынке, – рассказывает Яков Геллер. – Но народная мудрость гласит: “За морем телушка – полушка, да рубль перевоз”. В погоне за дешевым товаром нельзя забывать о таком понятии, как оптимальная закупка.
Поэтому мы надеемся, с одной стороны, на грамотность заказчика, а с другой – на его патриотизм.
Выгоднее переплатить десять процентов местному производителю, чем покупать тот же товар на стороне, считает Яков Геллер. “Это обеспечит так называемый второй денежный круг, покупательскую способность населения. Но протекционизм должен быть разумным”, – подчеркивает руководитель агентства.
– Мы не можем ограничиваться внутренним рынком, а посему за счет агрессивного маркетинга, добросовестной конкуренции нам необходимо продвигать продукцию местных производителей и в другие регионы, – подытожил Яков Геллер. – Взывать при этом только к патриотическим чувствам заказчика недостаточно. Нужно также изучить, почему наша продукция в отдельных случаях не выдерживает конкуренции.
Если из-за плохого качества – один разговор, но если мешает высокая цена – то здесь речь уже идет о монополии, избавиться от которой можно лишь с помощью торгов.
Напомним, что электронную торгово-информационную систему запустили в республике 1 апреля этого года. Программа состоит из нескольких разделов. Одним из них является межрегиональная выставка-продажа, где сегодня экспонируются свыше 22 тысяч предложений по товарам, работам и услугам из различных уголков России. Однако среди них доля продукции местных предприятий слишком мала. За три последних месяца на выставке-продаже было зарегистрировано немногим более 78 тысяч сделок. Доход республиканских предприятий составил около 50 миллионов рублей – это всего лишь семь процентов от всей суммы совершенных сделок.
– Конечно, мы только начали работать в этом направлении, но на торговой площадке недостаточно представлены наши предприятия социальной сферы, мало предложений по услугам связи, альтернативной энергетике, продуктам питания, – замечает Яков Геллер. – Поэтому во многих случаях заказчики закупают продукцию со стороны. Не потому что ее у нас нет, а потому что информация о ней не представлена на выставке-продаже.
Как признается Яков Геллер, ЭТИС – это прообраз будущей биржи и в перспективе дополнится новыми ветвями. В их числе разделы, посвященные периферийному производству, рынку труда, агрессивному маркетингу и так далее. Следующим шагом в развитии системы станет возможность использования в ней электронных денег.
Тем временем
С 1 июля с.г. согласно постановлению Правительства России электронная торговая система Татарстана стала одной из трех площадок при проведении аукционов для федеральных нужд.