Когда год назад акционеры КамАЗа обсуждали результаты 2007-го и строили планы на будущее, никто не мог предположить, что совсем скоро дадут себя знать столь масштабные экономические проблемы. Однако потери автогиганта от разразившегося мирового финансового кризиса могли быть еще значительнее, если бы не эффективная работа высшего менеджмента компании, подчеркнул Премьер-министр Рустам Минниханов, выступая на годовом общем собрании акционеров ОАО “КамАЗ”.
Несмотря на непростое время, мы остались лидерами на рынке грузовой техники в России и продолжили наращивать поставки автомобилей за рубеж: доля экспорта в 2008 году достигла 24 процентов в общем объеме продаж, привел данные генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин в своем отчетном докладе.
Всего было реализовано 47,5 тысячи машин – на 9,8 процента меньше, чем в 2007 году. Однако консолидированная выручка выросла по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 2 процента, составив 116 млрд. рублей. Несмотря на резкое снижение объемов продаж в четвертом квартале 2008 года и серьезные убытки от разницы курсов валют, возникшей в результате ослабления рубля, удалось закончить год с чистой прибылью в размере 918 млн. рублей. (Забегая вперед скажем, что вся она решением собрания была направлена на формирование резервного фонда и выполнение инвестиционной программы: отказаться от выплаты акционерам дивидендов вынудило удорожание кредитных ресурсов.)
Значительный шаг вперед компания сделала в техническом развитии, перейдя на выпуск автомобилей, отвечающих требованиям экологических стандартов “Евро-3”. С учетом нынешних реалий долгосрочная инвестиционная программа была пересмотрена и сокращена почти в три раза – до 15,8 млрд. рублей на трехлетний период. Однако проекты, не осуществив которые автозавод рискует через 3-5 лет потерять конкурентоспособность, секвестирование не затронуло. К их числу относится создание производств 4-х и 6-цилиндровых двигателей фирмы “Камминз” объемом от 4 до 7 литров, а также широкого модельного ряда механических и автоматических коробок передач фирмы “Цанрад Фабрик”. Предстоит также создать семейство грузовиков с принципиально новыми кабиной, мостами и 12-литровым двигателем “Евро-5”. Наконец, речь идет и о перспективном семействе полноприводных многофункциональных автомобилей. Все четыре проекта находятся в стадии активной реализации. КамАЗ уже вложил в них около 5 млрд. рублей собственных средств.
Сергей Когогин не стал при-уменьшать потери компании от падения спроса на грузовики. В первой половине 2009 года их продажи на свободном рынке, то есть без учета государственных закупок, упали в несколько раз. Без поддержки Правительства РФ КамАЗ оказался бы на грани выживания. В бюджете РФ на финансирование дополнительного госзаказа для всех российских предприятий автопрома выделено около 32,5 млрд. рублей. Часть этих средств была направлена на закупку камазовской автомобильной техники.
Премьер-министр Рустам Минниханов, обращаясь к участникам собрания, отметил особую роль КамАЗа как одного из бюджетообразующих предприятий республики в ее социально-экономическом развитии. Будучи активным участником мирового рынка, Татарстан в полной мере ощущает негативные последствия кризиса. В январе – мае индекс промышленного производства в РТ составил 85,3 процента к соответствующему периоду прошлого года. КамАЗ должен показать пример успешного противодействия неблагоприятной экономической конъюнктуре.
Глава Правительства отдал должное оперативной работе высшего менеджмента автозавода, взявшего курс на сокращение издержек основного и вспомогательного производств. Более агрессивной стала маркетинговая политика – борьба идет за каждого клиента. Создано 16 тысяч временных рабочих мест. Вместе с тем премьер посоветовал камазовцам укреплять связи с федеральными структурами, добиваясь безусловного выполнения решений, принятых по итогам совещания, проведенного в Набережных Челнах 19 декабря 2008 года Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным.
По мнению Рустама Минниханова, не следует забывать о региональных рынках, где функционируют 44 торговых дома Татарстана. Необходимо больше внимания уделять ценовому стимулированию потребителя, оптимизации непрофильных активов. Администрации Набережных Челнов и Комитету по развитию предпринимательства РТ нужно выработать новые подходы к взаимодействию с малым бизнесом, обеспечению занятости населения. В целом же, считает премьер, команда Сергея Когогина пока выдерживает испытание экономическим кризисом.
Эту точку зрения разделяет и представитель фирмы “Даймлер АГ”, член совета директоров КамАЗа Троска Губертус. На пресс-конференции, состоявшейся после собрания, он рассказал о том, как идет работа над совместными проектами Камского автозавода и германского концерна. В частности, скоро металлургическое производство КамАЗа начнет поставлять свою продукцию на заводы своего стратегического партнера: выбраны семь наименований деталей, проверено их качество.
А завершилась пресс-конференция оптимистическим выводом Рустама Минниханова: “Если бы мы были несостоятельными, “Даймлер” в конце прошлого года, уже в разгар кризиса, не приобрел бы 10 процентов акций КамАЗа”.
Итоги выборов обновленного совета директоров КамАЗа будут объявлены в установленные законом сроки.