Цивилизованный рынок

Лучшим в России предприятием розничной торговли продовольственными товарами признан Автозаводский рынок Набережных Челнов. А возглавляющий его предприниматель Наиль Сулейманов получил титул лучшего в стране руководителя такого рода предприятия.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

У него есть конкретный адрес: Набережные Челны, рынок “Автозаводский”, лидер всероссийского уровня

Лучшим в России предприятием розничной торговли продовольственными товарами признан Автозаводский рынок Набережных Челнов. А возглавляющий его предприниматель Наиль Сулейманов (на снимке) получил титул лучшего в стране руководителя такого рода предприятия.

Мало того, по признанию руководства Союза оптовых продовольственных рынков России, впервые за всю историю проведения Всероссийского конкурса предприятий торговли победа сразу в двух номинациях ушла в один адрес.

Но это тот случай, когда награда нашла достойных. Ведь те изменения, которыми сегодня по праву может гордиться коллектив одного из самых крупных и современных рынков республики, – это итог, причем еще и не окончательный, многолетнего труда. Рынок популярен не только в автограде. В близлежащих районах хорошо знают дорогу сюда. Жители окрестных городов, предпочитавшие приезжать за покупками именно на этот рынок (поскольку ценовая политика, принятая здесь, всегда отличалась разумностью и взвешенностью), помнят Автозаводский рынок восемнадцатилетней давности. Именно в те тяжелые во всех отношениях времена его возглавил Наиль Сулейманов. Кто другой, может, и испугался бы того “наследства”, что обрушилось на него. Но не Наиль Наруллинович….

То был период стихийной и малоуправляемой рыночной торговли. Нужно было не только обладать недюжинными качествами организатора, иметь твердый характер, но и уметь заглядывать далеко вперед, просчитывать свои действия именно с прицелом в будущее.

Хотя в те дни, наверное, скажи кому о грандиозных планах нового руководителя, ему бы просто не поверили, да еще в лицо рассмеялись бы. Сегодня легко говорить о прошлом, но тогда основная масса торгующих женщин, спасаясь от холода на необустроенных торговых местах, как правило, прикладывалась к бутылке. То, что нередко “челночницы”, работавшие на рынке, просто-напросто спивались, – ни для кого не секрет, был такой момент в истории развития любого российского рынка. Не сказать об этом сегодня нельзя, потому что первое, за что взялся Наиль Сулейманов, было именно обустройство рабочих мест продавцов.

Прослышав, что на рынке предполагается реорганизация торговых мест, продавцы всколыхнулись. Это новшество сулило повышение арендной платы, на что они категорически не были согласны.

Как-то к директору примчался охранник: “Наиль Наруллинович, уезжайте быстрее, там женщины наши поддали и толпой идут сюда, злющие, разорвут вас!”. Но директор сам пошел им навстречу. Мало того, пригласил всех для разговора в свой кабинет. С шумом и гамом народ двинулся на второй этаж здания.

Куда уж они там поместились, и сегодня трудно сказать, но прижатый к стенке за своим креслом, Наиль Сулейманов посмотрел в глаза каждой: “Скажите, вам самим-то нравится эта жизнь? Вы в зеркало смотритесь? На кого вы становитесь похожими? Что в вас остается женского? Вы все насмерть простуженные-застуженные, целыми днями в холоде, на открытом воздухе, без минимальных даже удобств. Но ведь у каждой есть дети, которым вы нужны. Давайте будем ломать эту жизнь, давайте сделаем ее удобной для вас, комфортной…”

То ли слова нового директора задели за живое, то ли высказал он то, что накипело у каждой за последние годы, но женщины враз умолкли и потихоньку потянулись из помещения.

Этот разговор стал переломным. Потом изменилось многое.

– Прежде как начинался день у наших продавцов? Бегом с раннего утра в камеру хранения, куда сдавали весь свой товар, поскольку торговали под открытым небом, – вспоминает председатель совета Автозаводского рынка Наиль Шакиров. – Потом его надо разложить, если это вещи – как-то хоть разгладить, привести в порядок. Уже нервы на взводе, а там, если дождь пойдет или снег, надо еще успеть товар прикрыть. Ударит мороз – подумать, как согреться. Постой-ка на открытом воздухе хоть пару часов или под палящим солнцем. Одним словом, каждый заработанный рубль давался, что называется, кровью и потом. Что предложил нам Сулейманов? Перевести торговлю в ряды павильонного типа, чтобы каждый стационарный отсек имел прилавок, закрывался на ночь под охрану, имел освещение. Это уже был новый уровень, куда более цивилизованный.

Не сразу согласились мои коллеги на такие кардинальные изменения. Но, здраво рассудив, пришли к выводу, что Наиль Наруллинович прав. Если мы хотим работать и с прибылью, и с удобствами для себя и покупателя, надо менять условия работы. И сегодня понимаем, что нам повезло. Сулейманов – энергичный, умелый и требовательный руководитель. Благодаря его опыту, настойчивости и организаторским способностям рынок превратился в образцовое торговое предприятие. Наиль Наруллинович разбирается в социально-экономической ситуации, решает общественно значимые проблемы. Это талантливый менеджер, умелый руководитель, сочетающий твердость, принципиальность в производственных вопросах со способностью вникать в проблемы с природной деликатностью и вниманием к каждому торгующему на рынке.

Справка. Президент ЗАО “Холдинговая компания “Тулпар” Наиль Сулейманов в сфере торговли работает более 16 лет. Начал свою деятельность с создания малого предприятия “Лина”, которое в дальнейшем было преобразовано в ООО “Тулпар”. Он организовал рынок “Западный” по торговле запасными частями к автомобилям, который быстро завоевал популярность у жителей города. В 1995 году возглавил фирму “Гузель-Лилия”, арендующую Автозаводский рынок. С первых же дней стал проводить политику предоставления торговых мест бывшим работникам ОАО “КамАЗ”, помогая городу решать проблему безработицы. Будучи по образованию и опыту предыдущей деятельности техническим и руководящим работником, Наиль Наруллинович наметил масштабную программу реконструкции рынка, для чего в 2000 году создал новую фирму – ООО “Торговая компания “Тулпар”. Параллельно с созданием современного рынка с развитой инфраструктурой и множеством дополнительных услуг он завершил строительство торгово-выставочного комплекса “Тулпар”.

– А вот для меня, когда пришел сюда работать, стало открытием то, как активно участвует “Тулпар” в благотворительной деятельности, – признается исполнительный директор Автозаводского рынка Анатолий Черный. – И все зависит именно от личности Сулейманова.  Наиль Наруллинович помогает детским домам, школам, детским садам, дому-интернату для престарелых и инвалидов и другим социальным учреждениям. В день священного праздника Курбан-байрам стало уже доброй традицией устраивать на рынке угощение для всех желающих. В традициях фирмы – помощь социально незащищенным слоям населения. Наиль Наруллинович расширил круг льготников. Торговцы с детьми-инвалидами наполовину освобождены от арендной платы. Участники Великой Отечественной войны и ветераны труда не платят вообще. Наш руководитель считает: лучше привлечь их к общественно полезной деятельности, чтобы старики не чувствовали оторванности от общества.

Будучи ярым сторонником здорового образа жизни и занимаясь спортом, Наиль Сулейманов активно  участвует в таких спортивных мероприятиях, как “Кросс наций” и “Лыжня России”. Мало того, увлек этим и членов своего коллектива. Теперь здесь стали нормой занятия спортом. Но руководитель вносит вклад в развитие физкультуры и спорта еще и посредством спонсорской помощи. Так, для развития хоккейного клуба он выделил два миллиона рублей, оказана также спонсорская помощь для развития школы восточных единоборств.

– Исполнительный комитет Набережных Челнов не случайно рекомендовал именно ЗАО “Холдинговая компания “Тулпар”, куда входит Автозаводский рынок, для участия в конкурсе “Лучшее предприятие торговли продовольственными товарами Российской Федерации”, – отмечает руководитель исполнительного комитета автограда Васил Шайхразиев. – Основной деятельностью этого акционерного общества в нашем городе является организация торговых мест в торгово-рыночном комплексе “Тулпар”, расположенном на пересечении самых оживленных проспектов города. В 2000 году после передачи универсального рынка “Автозаводский” предприятию, которым руководил Наиль Сулейманов, здесь началась масштабная реконструкция, которая, преобразовав его, и вывела в лидеры всероссийского уровня.

По мнению руководства Набережных Челнов, реализация этого проекта имеет большое значение не только для системы товародвижения, но и в целом для социально-экономической сферы города. Современный комплекс, где торгуют более двух с половиной тысяч предпринимателей, в широком ассортименте представляет продукцию именно местных производителей: фрукты, овощи, мясо, колбасные изделия, молочные продукты. Постоянными партнерами холдинга являются “Челны-бройлер”, “Челны-хлеб”, ОАО “ВАМИН”, Мамадышский сыродельно-маслодельный комбинат, “Челны-мясо”, ЗАО “Эссен продакшн” и другие татарстанские предприятия. А на самом рынке жестко соблюдаются все требования федерального законодательства о розничных рынках, нормы экологической безопасности.

Сегодня торгово-рыночный комплекс “Тулпар” является одним из наиболее посещаемых объектов: в будние дни на рынок и в торговый комплекс приходит около 20 тысяч человек, в выходные и праздники количество покупателей превышает 50 тысяч.

В условиях кризиса роль торгово-рыночного комплекса в развитии и поддержании социально-экономического баланса только возрастает: арендная плата осталась на прежнем уровне, в некоторых случаях предоставляются скидки, что дает возможность предпринимателям не повышать цены на свою продукцию и соответственно увеличить покупательскую способность населения города и близлежащих населенных пунктов. Особое внимание уделяется ветеранам войны и труда, пенсионерам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством и огородничеством. Им, как уже отмечалось, торговые места предоставляются бесплатно.

Созданный несколько лет назад общественный совет предпринимателей Автозаводского рынка помогает компании решать вопросы организации торговли на современном уровне. К тому же на предприятии хорошо поставлена работа по соблюдению законодательства в сфере защиты прав потребителей. Юристы безвозмездно консультируют предпринимателей по различным вопросам торгового обслуживания, а управляющая компания рассматривает претензии потребителей и решает возникающие проблемы. Сегодня от населения, пользующегося услугами Автозаводского рынка, практически не поступает жалоб на некачественное обслуживание. Имеется и собственная служба безопасности, с созданием которой снизилось количество правонарушений и преступлений, которые прежде совершались на территории рынка.

ЗАО “Холдинговая компания “Тулпар”, которая прежде именовалась торговой компанией “Тулпар”, представлена в энциклопедиях “Портрет современника” и “Социально-деловая элита Татарстана”. За большой вклад в реализацию государственной политики в области развития торговли и особые заслуги в выполнении задач социально-экономического развития города руководитель компании Наиль Сулейманов не раз награждался грамотами главы города, отраслевого министерства, удостоен медали “В память 1000-летия Казани”, знаком отличия “За заслуги перед городом Набережные Челны”.

Наш рассказ о победителе всероссийского конкурса будет неполным, если не упомянуть о последнем детище Сулейманова – новом торговом центре “Тулпар”, который расположился на одном из самых оживленных проспектов Набережных Челнов – Московском.

Этот объект является современным комплексом европейского формата, предназначенным для обслуживания различных категорий населения путем предоставления торговых и культурно-развлекательных услуг. На первом этаже комплекса уже работают

супермаркеты, предлагающие

аудиовидеоаппаратуру, компьютерную и бытовую технику, магазины ювелирных изделий и аксессуаров. На втором этаже разместились сетевые операторы, способные предложить высококачественные одежду, обувь и аксессуары, а также товары для детей, парфюмерию, ювелирные изделия, кожгалантерею и товары для дома. На третьем этаже можно воспользоваться услугами салонов красоты, парикмахерских, химчистки, других предприятий сферы обслуживания. Кроме того, на втором и третьем этажах будут работать кафе с разнообразным меню.

Многое предусмотрено и с точки зрения комфорта. Торговый центр оснащен системами вентиляции и кондиционирования с функцией климат-контроль, видеонаблюдения и контроля доступа, оповещения, лифтовым оборудованием и эскалаторами мировых производителей. На территории ТВЦ работает удобный автопаркинг на 600 мест.

Пока это единственный торговый центр в Набережных Челнах, да и не только, где будет комфортно себя чувствовать инвалид. Здесь все предусмотрено для того, чтобы человеку, ограниченному в движениях и прикованному к коляске, было удобно передвигаться. От пандусов, особых заездов и подъемников на этаж до специального лифта.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще