Бюджетный рубль счет любит

Нынешней весной Счетная палата Татарстана в своей контрольной работе была сконцентрирована на актуальных и социально значимых направлениях.

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

Нынешней весной Счетная палата Татарстана в своей контрольной работе была сконцентрирована на актуальных и социально значимых направлениях. Некоторые ее результаты были обнародованы на очередном заседании коллегии контрольно-счетного органа.

– Несмотря на кризис и напряженное исполнение доходной части бюджета, социальные программы в республике остаются приоритетными, – сказал, открывая коллегию, председатель Счетной палаты Алексей Демидов. – А наша первоочередная задача – строго следить за тем, чтобы каждый бюджетный рубль был израсходован по назначению и с пользой.

В ходе выборочной проверки реализации в муниципальных образованиях государственных полномочий по обеспечению детей первых двух лет жизни специальными молочными продуктами и смесями в 2007-2008 годах, сообщил аудитор Ильнур Мубараков, было установлено, что распределение субвенций муниципальным образованиям осуществлялось без учета численности детей, подлежащих такому обеспечению. Например, в 2008 году Балтасинскому району субвенция выделена в сумме 359 тыс. рублей на 694 ребенка, а Черемшанскому району на 363 младенца выделено 902 тыс. рублей.

Таким образом, по мнению аудитора, непропорциональное распределение субвенций не обеспечивает в полной мере реализацию права детей первых двух лет жизни на получение продуктов детского питания. В прошлом году из плановых 74 898 детей фактически получали молочные продукты 31 993. Наиболее ущемленным оказалось детское население в Дрожжановском (4 процента), Сармановском (7), Кукморском (9) и Пестречинском (10 процентов) районах.

Общая сумма выявленных нарушений составила 14,6 млн. рублей. Главным образом они были вызваны нарушениями процедуры размещения муниципального заказа.
В Казани детские молочные кухни функционируют лишь на 65 процентов от плановой мощности. Некоторые вынуждены закрываться, прежде всего из-за отсутствия финансирования на содержание.

Сегодня большинство кухонь – это молокораздаточные пункты, производящие ограниченный ассортимент продукции (молоко кипяченое) или выдачу пакетированного молока и сухих смесей.

Другая проблема – устаревшее оборудование, которое просто не позволяет готовить продукцию в соответствии с необходимыми объемами и ассортиментом. Так, износ оборудования молочных кухонь Казани составляет 71 процент. Правда, начальник управления здравоохранения исполкома Казани Рамиль Ахметов заверил, что уже к осени ожидается открытие после долгого ремонта молочной кухни на ул.Коммунаров, а затем предстоит полная реконструкция “молочки” на ул.Фучика. Понятно, что без серьезных капвложений из бюджета тут не обойтись.

В связи с этим председатель Общественной палаты РТ Ильгиз Хайруллин, участвовавший в работе коллегии, выразил недоумение по поводу того, что не используются производственные мощности Зеленодольского молкомбината. Располагая уникальным оборудованием, из-за отсутствия заказов он загружен всего на 10 процентов от своих возможностей. Ильгиз Хайруллин предложил вновь рассмотреть эту проблему на уровне Правительства республики.

Между тем в ходе проверки Счетной палаты были установлены факты, свидетельствующие о наличии резервов оптимизации бюджетных расходов.
По статистическим данным, в 2007 году литр молока у сельхозпроизводителей в среднем стоил 7,4 рубля. А в рамках муниципального заказа по Казани молоко закупалось по цене до 18 рублей, в 2008 году – 22 рубля за литр. При этом в связи со снижением закупочных цен на молоко лечебные учреждения могли приобретать его вдвое – втрое дешевле.

Основным поставщиком по муниципальным контрактам является индивидуальный предприниматель Д.Валеева, молоко же доставлялось непосредственным переработчиком – ООО “Орион” из Пестречинского района. Зачастую Д.Валеева оказывалась единственным участником торгов, которые признавались несостоявшимися, при этом контракты заключались по максимальной начальной цене. Таким образом, в первом квартале 2009 года цена молока выросла до 25 рублей за литр.

Однако как только началась проверка Счетной палаты, был проведен конкурс по поставке молока на второй квартал 2009 года. В результате торгов цена снизилась до 14 рублей 57 копеек за литр. Вывод: нечистые на руку дельцы воспользовались несовершенством законодательства и, используя различные лазейки, набивали свои карманы…

– Вопросы детского питания – это очень важная составляющая в социальной политике государства. В данном случае мы увидели и равнодушие в решении этой проблемы ответственных работников, – резюмировал Алексей Демидов. – При размещении заказов на поставку молока не достигнуты должные результаты при использовании государственных средств. Если бы молоко закупалось непосредственно у сельхозпроизводителей, можно было сэкономить бюджетные средства и значительно (минимум на 30 процентов) увеличить объемы закупаемой продукции. Эффективное использование средств бюджета республики, направленных на обеспечение детей специальными продуктами детского питания, особенно актуально в условиях кризиса. Полагаю, результаты этой проверки Счетной палаты найдут отражение в решениях и Правительства республики, и муниципальных образований, в том числе Казани.

Об итогах совместной с Прокуратурой РТ проверки управляющих компаний Советского, Московского, Авиастроительного районов Казани, подрядных и субподрядных организаций по использованию республиканских средств бюджета, выделенных в 2008 году на проведение капитального ремонта многоквартирных домов Казани, проинформировал аудитор Дамир Шамгунов.

Он отметил, что проведена очень большая работа. В управляющие компании этих трех районов Казани из разных источников поступило 384,9 млн. рублей. Общая сумма нарушений и недостатков, выявленных Счетной палатой, составила 35,6 млн. рублей.

В августе 2008 года УК Московского района без проведения торгов заключила с подрядными организациями 8 договоров на проведение капитального ремонта на общую сумму 32,3 млн. рублей. Между тем за полгода до этого договора заключались с другими фирмами, выбранными на конкурсной основе.

Выявлены нарушения сроков выполнения работ. В Московском районе своевременно не выполнены работы по 3 из 65 домов, в Авиастроительном – по 8 из 23. Штрафные санкции при этом управляющими компаниями подрядчикам не предъявлялись.

В ряде случаев организатор торгов – дирекция муниципального заказа Казани признала победителями конкурсов подрядные организации, которые не имели квалифицированных кадров, материальной базы и необходимого опыта работы. В конкурсную комиссию они предоставляли недостоверную информацию, а дирекция муниципального заказа не удосужилась ее проверить. Например, две фирмы (ООО “Стройхолдинг” и “Стройальянс”) на начало 2008 года имели “нулевой” баланс, активы отсутствовали, в штате числились лишь директора. Отсутствовали необходимые кадры и в штате ООО “Евростройкомплект”.

Между тем в конкурсных заявках фирмы указали, что у каждой имеется необходимое количество рабочих строительных специальностей. “Стройхолдинг” и “Стройальянс” предоставили информацию о выполнении в 2007 году работ, фактически выполненных ООО “ЭРА”.

Ложными оказались и сведения об имеющейся в их распоряжении строительной технике.
Организации, с которыми УК заключили договора на капремонт, самостоятельно работы не выполняли, а оформляли договора субподряда. В ряде случаев субподрядчики также заключали договора субподряда. Часть таких субподрядчиков в итоге оказалась фирмами-однодневками.

Порой оплата услуг генподрядчика значительно превышала общепринятую, сообщил Дамир Шамгунов. Так, фирма “Евростройкомплект” получила на проведение капремонта 63,3 млн. рублей, а субподрядчикам перечислила 49,5 млн. рублей. Таким образом, посредник “заработал” 13,8 млн. рублей. За вычетом накладных расходов фирмы (зарплата, оплата коммунальных услуг) чистая прибыль составила 7,1 млн. рублей.

– Безусловно, такие факты должны стать предметом пристального изучения оперативных органов, – отметил начальник отдела по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан, заместитель председателя Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в РТ Шамиль Давлетгильдеев.

По итогам заседания коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление в исполнительный комитет Казани и информацию в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ. Материалы проверок переданы в Прокуратуру республики, а по фактам нарушений процедуры размещения государственного и муниципального заказов – в Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще