Чтобы миллионы не утекали в трубу

Более 20 процентов тепла ежегодно теряет ОАО “Казанская теплосетевая компания” (КТК) из-за изношенных трубопроводов и их плохой изоляции.

Автор статьи: Надил ГИМАДЕТДИНОВ

 

Более 20 процентов тепла ежегодно теряет ОАО “Казанская теплосетевая компания” (КТК) из-за изношенных трубопроводов и их плохой изоляции. В пересчете на рубли получается довольно внушительная сумма – около 600 миллионов рублей.

Это почти весь бюджет ремонтной кампании общества на текущий год, в ходе которой представители ОАО “КТК” отремонтируют и реконструируют более 35 тысяч погонных метров (в прошлом году свыше 26 тысяч) магистральных и внутриквартальных сетей города. В частности, работы уже начались на проспекте Ибрагимова – от магазина “Эдельвейс” до спортивного комплекса “Батыр”. Также обновят часть ветхих тепловых сетей в Кировском районе, микрорайонах “Азино” и “Горки”. Не останется в стороне и центр города, где работы продолжатся вплоть до 2011 года.

Масштабность ремонтной кампании объясняется тем, что около 50 процентов трубопроводов, находящихся на балансе КТК, уже давно отработали свой амортизационный ресурс (им более 25 лет) и держатся лишь на честном слове.

– Только в прошлом году при транспортировке недосчитались 21 процента тепла, – досадует генеральный директор Казанской теплосетевой компании Шамил Хисматуллин.- Это тепло, которое мы недодали своим потребителям, ведь потери тоже входят в тариф.

Их в компании стараются снижать за счет использования труб теплоснабжения в пенополиуретановой (ППУ) изоляции со встроенной системой оперативно-дистанционного контроля и полимерных труб “изопрофлекс” для сетей горячего водоснабжения. Последние без существенных повреждений могут служить “вечно”.

Свои преимущества есть и у пенополиуретановых труб. Они снижают потери тепла в три-четыре раза. В частности, такие трубы проложили в прошлом году на участке по улице Восстания – от проспекта Ибрагимова до остановки “Солнышко”. Раньше здесь зимой снег долго не задерживался, а в апреле зеленела трава. Теперь тепловую магистраль выдает лишь одинокий колодец да свежий асфальт. Кстати, так презентабельно выглядят все территории, куда когда-либо вгрызался ковш экскаватора Казанской теплосетевой компании. Ведь на благоустройство отремонтированных участков тратится ежегодно от 50 до 60 миллионов рублей.

По предварительным подсчетам экспертов, чтобы заменить все старые тепловоды Казани на пенополиуретановые трубы, необходимо около десяти миллиардов рублей.
Но здесь, по мнению Шамила Хисматуллина, без помощи государства не обойтись. Примечателен в этом отношении опыт Дании, где в свое время власти потратились и полностью перевели сети страны на современные ППУ-трубы. До этого по стране в год терялось более 40 процентов тепла.

– Конечно, полностью избавиться от потерь невозможно, – замечает Шамил Хисматуллин. – Для нас будет большим достижением, если даже снизим уровень потерь до 10 процентов. Кроме пенополиуретановых труб, здесь мы ставку делаем на малоэнергоемкие насосы, диспетчеризацию и автоматизацию всех процессов.
Сегодня Казанская теплосетевая компания обеспечивает централизованное теплоснабжение от источников ОАО “Татэнерго” 76 процентов столицы республики. Общая протяженность тепловых сетей КТК составляет 1207 километров.

Средняя заработная плата в компании равна 18 тысячам рублей. Трудятся здесь преданные своей профессии люди, случайные долго не задерживаются – работать приходится в любую погоду и время суток.

– Очень большое внимание уделяем качеству выполняемых работ, – рассказывает Шамил Хисматуллин. – Поэтому повторных выездов у нас практически не бывает. Если же прорыв трубы происходит по вине ремонтных бригад, мы воспринимаем это как ЧП.

В планах руководства КТК – хоть как-то обновить технический парк компании, который уже прилично изношен. Пока на дорогостоящую технику здесь тратятся очень мало и пользуются тем, что есть. Старые машины выходят в рейс лишь благодаря умелым рукам местных мастеров.

Как признается Шамил Хисматуллин, покупка той или иной спецмашины для них не шик, а оперативная необходимость. Ведь на старом “ГАЗе”, который то и дело грозится заглохнуть, до аварийного участка вряд ли вовремя подоспеешь.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще