Вчера глава Правительства РТ Рустам Минниханов встретился в Кабинете Министров с Премьер-министром Свободного государства Саксония Станиславом Тиллихом. Возголавляемая им представительная делегация прибыла в Казань накануне вечером.
Программа визита немецких гостей в Татарстан включает знакомство с рядом крупных промышленных предприятий республики, а также участие в Татарстанско-Саксонском деловом форуме.
Рустам Минниханов кратко проинформировал Станислава Тиллиха о достижениях Татарстана в ряде областей экономики, рассказал о перспективных проектах, дал характеристику предприятиям, которые делегация Саксонии намерена посетить. «Задача Татарстана и Саксонии сегодня — сблизить наши бизнес-структуры, а за ними будут налаживаться и культурные связи, сотрудничество в сфере образования, науки, спорта», — заявил на встрече Премьер-министр РТ. Он также пригласил Станислава Тиллиха на открытие летней Универсиады-2013, которая пройдет в Казани. В свою очередь, Премьер-министр Свободного государства Саксония пригласил главу Правительства РТ посетить Всемирный чемпионат по футболу среди женских команд, который состоится в Саксонии (город Дрезден) в 2011 году, сообщила вчера пресс-служба Кабинета Министров РТ.
* * *
В тот же день делегация членов правительства и представителей бизнеса Саксонии посетила предприятия ОАО «КамАЗ».
Официальную часть переговоров в генеральной дирекции Камского автозавода открыл Премьер-министр Рустам Минниханов. Кратко обрисовав структуру экономики республики, в которой значителен удельный вес автомобилестроения, он подчеркнул, что эта отрасль не может развиваться без серьезного автокомпонентного сопровождения. И визит представительной делегации из Саксонии, кстати, третий по счету за последние два года, открывает новые горизонты для взаимовыгодного сотрудничества в данной области.
Рустам Минниханов поблагодарил гостей, приехавших в республику в непростое время, чтобы обсудить стратегически важные вопросы. Со своей стороны Правительство РТ, заверил он, будет поддерживать все начинания по использованию немецких технологий, как в Набережных Челнах, так и других городах Татарстана. КамАЗ давно и серьезно занимается интеграцией своей экономики с мировым автопромом. Уже созданы три совместных предприятия с иностранным капиталом. Есть определенный опыт работы и с саксонскими фирмами.
— Прежде всего, мы заинтересованы в налаживании у себя производства узлов и агрегатов для автомобилей нового поколения, — продолжил тему генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, — и будем рады познакомиться с рядом саксонских компаний для инвестиционного взаимодействия.
Выступивший затем Премьер-министр Саксонии Станислав Тиллих отметил: сам факт расширенного состава делегации, приехавшей на переговоры, свидетельствует о стремлении немецких бизнесменов не только продолжать, но и углублять сотрудничество с партнерами из Татарстана.
— Саксония, — сказал он, — известна как страна инженеров и автопроизводителей. Тот объем знаний, компетенции, которыми обладают наши специалисты в области автомобилестроения, позволяет нам сотрудничать с германскими концернами мирового уровня, такими как «Даймлер», «Фольксваген», БМВ. И это после того, как в 90-е годы прошлого века экономика Саксонии после краха социалистической системы практически рухнула. Сейчас кризис переживает уже мировая экономика. Кто первым найдет из него выход, тот и станет победителем. Мы приехали к вам, чтобы искать выход из кризиса совместно с КамАЗом.
Немецкая сторона предложила ряд проектов, способных заинтересовать специалистов Камского автозавода. Высокими техническими характеристиками отличаются различные датчики и сенсорные системы, в том числе прецизионные датчики давления, выпускаемые ADZ Nagano GmbH из Дрездена. Филиал известной в Европе компании Galvano Technik CmbH в Лейпциге готов предложить для производства на КамАЗе гальванические установки, а KUKA Sustems GmbH — инновационные решения для автоматизации производственных процессов, оборудование и оснастку для листовой штамповки. Список предприятий — потенциальных партнеров можно продолжить.
Станислав Тиллих поделился своими впечатлениями от состоявшейся накануне встречи в Москве с Владимиром Путиным. Премьер-министр РФ поинтересовался у саксонского коллеги о программе его поездки в Татарстан. Г-н Тиллих ответил так: «Мы с Татарстаном сделали большой шаг вперед». «А не сможете ли вы сделать такой шаг еще и в Москве, создав здесь Центр компетенции в автомобилестроении?» — спросил глава российского Правительства.
Но, похоже, раньше такой Центр появится в Казани, на базе одного из технических университетов.
— Для республики экономические связи с Саксонией — великолепная возможность оказаться впереди благодаря технологиям, опыту, которыми располагает ваша страна, — сказал, обращаясь к гостям, Рустам Минниханов. — Мы будем прилагать максимум усилий, чтобы наш проект был успешным.
«Десертом» для делегации из Саксонии стало посещение научно-технического центра КамАЗа, где гостям продемонстрировали новинки модельного ряда камазовской техники. Конечно, наибольший интерес у немецких партнеров вызвал спортивный автомобиль, на котором команда «КамАЗ-Мастер» неоднократно побеждала на различных международных ралли.
Станислав Тиллих не отказал себе в удовольствии забраться вместе с чемпионом «Дакара» Владимиром Чагиным в кабину болида. Даже завел мотор, но трогать с места остерегся.
— Слишком много журналистов, как бы на кого не наехать, — пошутил он, спускаясь на землю.
Однако на спортивном «КамАЗе» высокому гостю все-таки удалось прокатиться. Сев за руль, Рустам Минниханов «подбросил» коллегу до Елабуги, где делегация из Саксонии продолжила работу.
* * *
В особой экономической зоне «Алабуга» гостей прежде всего интересовал один из резидентов — совместное предприятие «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно». Дело в том, что его учредителями на паритетных условиях являются дочерняя компания ОАО «Татнефть» — «Татнефть-Алабуга» — и «дочка» саксонской фирмы Preiss-Daimler Group «P-D Glasseiden GmbH Oschatz».
Как рассказал президент компании Preiss-Daimler Group Юрген Прайс-Даймлер, работа с партнерами из «Татнефти» ведется под лозунгом «Нет ничего невозможного». Сейчас совместное предприятие находится в стадии строительства, запуск намечен на апрель 2010 года. А пока компания занимается подготовкой специалистов, часть из которых обучается в Германии. Исследование российского рынка показало, что в ближайшие десятилетия он станет одним из самых перспективных для реализации продукции завода. Поэтому елабужское предприятие по производству стекловолокна станет крупнейшим в России.
Юрген Прайс-Даймлер поблагодарил за сотрудничество представителей местных органов власти — все необходимые разрешения на строительство были получены в кратчайшие сроки. Инвестиции составят около 70 миллионов евро, будут использоваться новейшие технологии.
— К сожалению, — сказал он, — мы инвестируем в период не очень благоприятный, но, тем не менее, вложения не прерываем, продолжаем работать и настроены оптимистично, а по некоторым факторам замечаем улучшение ситуации.
Затем гости отправились на площадку будущего завода. Менее года назад здесь было чистое поле, 4 июля прошлого года на торжественной церемонии «замуровали» в первый блок фундамента капсулу с памятным посланием на русском и немецком языках. Строительство идет быстро: здесь уже возвышается кирпичное здание.
На заводе, проектная мощность которого составляет 20,7 тысячи тонн продукции в год, будут заняты 300 человек. Основная часть рабочей линии — стеклоплавильная печь. Продукция на основе стекловолокна выпускается самая разная. Это так называемый ровинг, состоящий из тончайших волокон, они чрезвычайно крепкие, хотя в восемь раз тоньше человеческого волоса. Материал экологически чистый, негорючий, обладает теплоизоляционными свойствами. Завод в Елабуге будет производить стеклосетки, прямой ровинг, ровинг для рубки, стекломаты, которые используются в строительстве, автомобиле- и судостроении, в электротехнической и других отраслях промышленности.
Для «Татнефти» производство стекловолокна, понятно, не является профильным бизнесом. Ее участие в проекте обусловлено заинтересованностью в создании современных инновационных технологий и применении нового оборудования из альтернативных антикоррозийных материалов, в которых нуждается сегодня нефтяная отрасль. Среди преимуществ нового производства — возможность использования местного, российского сырья. Это кварцевый песок, мел, каолин, борная кислота, сульфат натрия.
— Мы очень ждем пуска этого предприятия, оно откроет новые горизонты в производстве автокомпонентов, — сказал Рустам Минниханов. По его словам, продукция будущего завода необходима нашей промышленности. Со своей стороны Рустам Минниханов пообещал постоянную поддержку совместному предприятию — и как глава Правительства Татарстана, и как председатель совета директоров компании «Татнефть».