В марте текущего года в Китае было продано 1,11 млн. автомобилей. Уже третий месяц подряд данная цифра превышает показатели крупнейшего авторынка США. И это лишь один из показателей изменения роли Поднебесной в ходе постигшего мир финансово-экономического кризиса.
Китай в начале кризиса столкнулся с серьезными трудностями. Парадоксально, но страна стала заложницей своих экономических успехов последних десятилетий. Начиная с 1978 года темпы роста импорта Поднебесной составляли около 17 процентов ежегодно. Однако после резкого снижения спроса на китайские товары из-за кризиса в России, США, государствах Евросоюза и других странах здесь произошло закрытие предприятий и начались массовые увольнения рабочих. Положение усугублялось тем, что снизился не только внешний, но и внутренний спрос на китайские товары, что нанесло серьезный удар по экономике.
Даже в благополучные докризисные годы в Китае из-за сравнительно низкого уровня жизни населения сохранялась вероятность массовых волнений, а с приходом кризиса она резко увеличилась. Некоторые западные наблюдатели оценивали безработицу в КНР в 33 процента от числа трудоспособного населения, особенно остро эта проблема встала в прибрежных районах на юге страны.
Однако правительством был принят специальный план борьбы с кризисом, и благодаря его последовательной реализации уже сегодня Всемирный банк назвал Китай страной, которая не только быстрее и легче других справится с экономическими проблемами, но и станет неким локомотивом по выводу из кризиса всей мировой экономики.
В отличие от других государств, большую часть средств пустивших на помощь банкам, в Пекине решили вложиться прежде всего в реальный сектор экономики. Гигантскую сумму в 585 миллиардов долларов там выделили на строительство автодорог, аэропортов, энергетику, создание новых рабочих мест, налоговые льготы и субсидии потребителям. Этому помогли самые большие в мире валютные запасы страны, исчисляемые суммой в 1,9 трлн. долларов. Руководство КНР взялось за ускоренную реконструкцию и развитие железнодорожной сети. К 2020 году общая длина железных дорог с нынешних 78 тысяч километров возрастет до 120 тысяч. Недавно был изготовлен первый в стране поезд «Гармония», способный развивать скорость до 350 километров в час.
Есть своя особенность и у рабочей силы в Китае. Большое число занятых в различных отраслях здесь являются недавними выходцами из деревень, и, потеряв место в городе, они не становятся потенциально агрессивными городскими люмпенами, а возвращаются к себе в село, чтобы переждать нелегкие времена, занимаясь натуральным хозяйством.
В рамках антикризисной программы в Китае будет проведена налоговая реформа, которая снизит общий фискальный гнет на малый и средний бизнес приблизительно на 17,5 млрд. долларов. Правительство планирует также поддержать строительство жилья эконом-класса, другие социальные программы.
Вместе с тем Пекин смотрит и в будущее, во время кризиса пытаясь догнать передовые страны в развитии инновационных отраслей. Поставлена задача за пятнадцать лет сократить зависимость Китая от иностранных технологий с 80 до 30 процентов. В КНР уже действуют 750 исследовательских центров, и по их числу Поднебесная уступает лишь Соединенным Штатам и Великобритании. И все они продолжают усиленно финансироваться.
Пекин также недавно объявил о создании в городе Сиань производственного центра космической промышленности государственного значения, при том что один уже действует в Шанхае. В новом центре упор будет сделан на развитие отраслей, связанных со спутниковыми технологиями.
Пользуясь тем, что во время кризиса резко подешевели активы, китайский бизнес и само государство в массовом порядке скупают их по всему миру — от США и Южной Америки до Африки и Азии. Среди последних побед Пекина — договоренность с Туркменией о строительстве газопровода внутри этой страны (ранее предполагалось, что эту работу выполнят российские компании) , а также приобретение лакомого куска казахского нефтяного сектора — половины компании «Мангистаумунайгаз». Часто такие сделки Китай проводит в обмен на многомиллиардные займы странам, в которых выкупается бизнес.
Успехи Поднебесной сегодня налицо — вместо 1,5 процента падения глобальной экономики в текущем году китайская по всем прогнозам продемонстрирует рост в 6,5 — 7,5 процента.
Меняется отношение к Поднебесной и во всем мире.
В сознании людей и правительств утверждается тезис: США породили кризис, а КНР с ним борется — выкупает американские активы, не давая обрушиться заокеанской экономике, щедро раздает кредиты другим странам, что уберегает их от краха.
Все это, по мнению многих экспертов, выведет КНР на одну ступень по уровню экономической мощи с США. А экономическая мощь всегда является основой военно-политического влияния государства. В любом случае расстановка глобальных игроков после кризиса изменится. И прежде всего за счет возвышения нашего южного соседа.