Миллион от фининспектора

В условиях мирового финансового кризиса на передний план в текущем году выходят вопросы сохранения достигнутого в 2008 году уровня поступления платежей в бюджеты сельских поселений, общее количество которых в 43 муниципальных районах республики составляет более 950.

В условиях мирового финансового кризиса на передний план в текущем году выходят вопросы сохранения достигнутого в 2008 году уровня поступления платежей в бюджеты сельских поселений, общее количество которых в 43 муниципальных районах республики составляет более 950.

В решении этих вопросов муниципалитетам большую практическую помощь может оказать опыт Черемшанского района по внедрению службы финансовых инспекторов поселений. О том, что опыт черемшанцев полезен всем районам республики, свидетельствует принятие в июле прошлого года Республиканской межведомственной комиссией по повышению уровня жизни и легализации доходов решения о внедрении в Татарстане службы финансовых инспекторов. Основной причиной создания данной структуры является наличие проблем в деле администрирования местных налогов и организации работы по привлечению к налогообложению незарегистрированных объектов недвижимости (на тот момент было около 30 тысяч домовладений) и земельных участков (около 660 тысяч гектаров невостребованных паевых земель, или 24 процента от общей площади), по выявлению “конвертных” схем выплаты заработной платы и фактов использования рабочей силы без оформления договоров.

Идея создания службы финансовых инспекторов муниципальных образований принадлежит главе Черемшанского района Минсагиту Шакирову, который также является председателем Совета муниципальных образований республики и хорошо знаком с проблемами, стоящими перед местными бюджетами. В итоге было решено сформировать первую в республике экспериментальную службу на базе финансово-бюджетной палаты Черемшанского муниципального района. Сельские поселения разделили на пять зон, каждую из которых стал обслуживать один фининспектор. При формировании зон учитывались географическое расположение населенных пунктов, расстояние до районного центра, равномерность нагрузки на одного инспектора. Каждая зона имеет не менее 1,5 тысячи домохозяйств с численностью населения не менее четырех тысяч человек.

Фининспекторы отбирались на конкурсной основе – на пять рабочих мест претендовало 12 специалистов. Победители (все с высшим экономическим и юридическим образованием) были приняты на работу в финансово-бюджетную палату. Расходы районной казны по содержанию службы финансовых инспекторов поселений за семь месяцев 2008 года составили около 690 тысяч рублей, а дополнительно полученные от их деятельности доходы – более 5,5 млн. рублей.

Цель проводимой фининспекторами работы – обеспечить расширение доходной базы бюджетов муниципальных сельских поселений. Этого можно достичь только путем проведения тщательного анализа основных доходных источников: земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на доходы физических лиц. За семь месяцев 2008 года финансовыми инспекторами были проанализированы все 9419 земельных участков в 19 сельских поселениях района, оказалось, что правоустанавливающие документы на землю имели только 2250 физических лиц.

Было выявлено 825 бесхозных участков, по которым в бюджеты поселений земельный налог не поступал в течение многих лет. Кроме того, установлено 118 неправомерно используемых земельных площадей, за которые налоги также не поступали.

Была проведена серьезная работа по погашению просроченной задолженности по земельному налогу на паевые земли, используемые юридическими лицами. В ходе проверок выявлено дополнительно 40 обособленных структурных подразделений юрлиц, ведущих коммерческую деятельность на территории муниципального района, однако в нарушение налогового законодательства не уплачивающих в местный бюджет налог на доходы физических лиц. Благодаря усилиям фининспекторов 22 указанных подразделения в 2008 году были поставлены на налоговой учет, и от них в местную казну поступило дополнительно 2,6 млн. рублей. Остальные 18 подразделений будут поставлены на учет в текущем году.

Финансовые инспекторы обеспечивают не только поступление дополнительных налоговых платежей в бюджет, но и оказывают населению помощь в оформлении документов на право собственности на земельные участки и недвижимое имущество. В прошлом году от населения было собрано 529 заявлений на оформление указанных документов в регистрационной палате и бюро технической инвентаризации. Оказана большая помощь гражданам в получении идентификационных номеров налогоплательщиков. Если по состоянию на 1 июня 2008 года ИНН имели только 50 процентов населения района, то к концу года этот показатель составил уже 90 процентов.

Об эффективности работы фининспекторов Черемшанского муниципального района убедительно свидетельствуют итоги исполнения доходной части консолидированного бюджета района за прошедший год. В доходную часть казны при плане 70,1 млн. рублей фактически поступило 101,3 млн. рублей, то есть план выполнен на 144 процента, что является лучшим показателем в республике. Инспекторы приняли активное участие в составлении проектов бюджетов всех 19 сельских поселений на 2009 год и с первых дней этого года стали способствовать качественному исполнению доходной части бюджетов.

Положительный опыт работы службы финансовых инспекторов сельских поселений Черемшанского района Республиканской межведомственной комиссией по повышению уровня жизни и легализации доходов рекомендован к изучению всем исполнительным комитетам муниципальных районов и городских округов Татарстана в целях создания аналогичной службы на подведомственных территориях.

Михаил ЗАХАРОВ,
заслуженный экономист РТ.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще