Будни районного бизнеса

Частное предпринимательство в самом начале его развития предстало перед населением Бавлов, как в общем-то повсюду, в виде наспех сооруженных и не всегда приглядных ларьков. Со временем торговый бизнес здесь остепенился, переместившись в бывшие орсовские, райповские магазины, в переоборудованные под них квартиры на первых этажах жилых зданий.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

Частное предпринимательство в самом начале его развития предстало перед населением Бавлов, как в общем-то повсюду, в виде наспех сооруженных и не всегда приглядных ларьков. Со временем торговый бизнес здесь остепенился, переместившись в бывшие орсовские, райповские магазины, в переоборудованные под них квартиры на первых этажах жилых зданий.

Владельцы торговых точек на вопрос, почему они занялись именно этим делом, отвечали, что схему обогащения по принципу “купил-продал” сочли для себя наиболее понятной. Однако чуть позже добавились к ним люди, которые все смелее принялись увеличивать уровень собственного благосостояния иными способами, а удельный вес образованных ими субъектов частного предпринимательства стал заметно расти в различных сферах экономики, жизнеобеспечения города. О том, что способствовало этому, мы попросили рассказать главу Бавлинского муниципального района Альберта Хабибуллина.

– Сразу замечу, – сказал Альберт Галимзянович, – что явный перекос в увлечении наиболее предприимчивых земляков частной торговлей исправлять административными методами мы не собирались. Исходили из того, что бизнес в любой его форме является неотъемлемой составной частью рыночной экономики. А значит, ей самой предстояло расставить, как говорится, все точки над “i”. Что в итоге и произошло: “на плаву” остались только те частные торговые объекты, которые создавались не стихийно, а продуманно, и доказали свою дееспособность в жестких конкурентных условиях. Но тем не менее мы все же разработали меры по приоритетному развитию бизнеса в производственной, строительной, транспортной, других отраслях.

– Среди них и та, что предусматривает увеличение в районе доли предпринимательства, к которому здешние сельхозпроизводители предрасположены традиционно. Да, еще несколько лет назад в некоторых хозяйствах освоили изготовление макарон, подсолнечного масла… Однако, насколько мне известно, последователей у них за последние несколько лет в бавлинских деревнях и селах не добавилось…

– Это действительно так. Поскольку инициативные люди на селе предпочитают нынче развивать предпринимательство не с переработки, других подсобных промыслов, а на полях и фермах. Это правильно. Лучше все же, если пироги будет печь пирожник, а сапоги тачать – сапожник. При таком раскладе в районе значительно увеличилось производство сельскохозяйственной, в том числе растениеводческой, продукции, часть которой раньше мы вынуждены были завозить со стороны. Что, конечно же, повышало цену тех же овощей. А это било по карману в первую очередь пенсионеров. Теперь же они получили возможность покупать на рынке картофель, капусту, помидоры, огурцы, лук, укроп, прочую зелень существенно дешевле. К тому же местами для продажи продукции индивидуальные сельхозпроизводители пользуются на рынке совершенно бесплатно.

Но не только это добавило энтузиазма сельским предпринимателям. Очень стимулирует их отлаженная у нас система кредитования сельчан кормами для животных по весне под расчет производимым на крестьянских подворьях мясом осенью. Причем по ценам, установившимся на это время. Получают они и чисто финансовую помощь в виде ссуд и так далее. Хотя нельзя не отметить, что с доступом частных сельхозпроизводителей к кредитным, инвестиционным ресурсам и прежде-то дело обстояло непросто, а нынче, в связи с кризисом, осложнилось еще больше.

Это один из основных факторов, сдерживающих развитие малого, среднего бизнеса, особенно на селе. Вот почему при хронической нехватке средств предприниматели вынуждены сейчас прибегать к нетрадиционным для них способам получения прибыли. К примеру, фермер Ришат Тимербаев поставил в своем хозяйстве пилораму. И с ее помощью за несколько новогодних дней заработал более 60 тысяч рублей. Иными словами, показал, что кризис кризисом, а возможность пополнить свой бюджет толковый человек может найти и в нынешнее непростое время.

– Не случайно, видимо, ему была предложена номенклатурная должность?

– Да, такие разворотливые, с выраженным рыночным мышлением люди у нас на учете. Было бы ошибкой не использовать их потенциал. А он у Тимербаева стал по-настоящему раскрываться, когда Ришат был назначен руководителем нашего лесхоза. Предприятие это работало, как говорят, ни шатко ни валко. Уверены, что новый директор укрепит экономическое здоровье коллектива, у которого, несомненно, есть резервы. Кстати, работники лесхоза собираются перевести предприятие в коллективную собственность. Добавлю, не скрывая удовлетворения, что предпринимателей, подобных Тимербаеву, на которых можно опереться, укрепляя экономику города и района, у нас хватает.

– Полагаю, не ошибусь, если предположу, что в их число входит и Ильяс Ягудин со своим индивидуальным предприятием. О разворотливости его уже легенды ходят. Одна из них такова: получив землю под строительство магазина, Ильяс Акрамович в тот же день залил на обретенной территории фундамент.

– Вот благодаря такому умению организовать дело Ягудин затем быстро получил участок и под второй магазин, превратил впоследствии торговые объекты, а также оборудованный им парикмахерский салон в стабильно доходные.

Ягудина можно назвать человеком, которому не по душе спокойная жизнь. До того, как заняться частным предпринимательством, он работал директором мясоперерабатывающего комплекса. Процессы технологические там отладил, так что мог жить не тужить. Но, похоже, Ильясу Акрамовичу показалось это скучным, и он добровольно оставил престижную должность ради весьма неопределенного будущего в коммерции. Поставив же на ноги ряд своих объектов, в том числе по производству керамзитобетон-ных блоков, опять же не впал в сытую дрему, а, на удивление многим, организовал еще и… крестьянско-фермерское хозяйство. Заговорила, видимо, в нем кровь потомственного земледельца. И принялся Ильяс Акрамович выращивать для города огурцы, помидоры в построенной им обширной теплице.

Однако самое интересное в другом. Ягудин не жалуется на трудности в связи с финансовым кризисом, поскольку начал готовиться к трудностям, когда о мировых экономических проблемах только-только заговорили. Будучи дальновидным экономистом, он правильно просчитал ситуацию, в частности, то, что рубль скоро начнет дешеветь. И незамедлительно стал вкладывать прибыль в модернизацию оборудования и технологий. Убил тем самым двух зайцев: и деньги от частичного обесценивания спас, и значительно повысил дееспособность своего предприятия.

Теперь вот Ягудин задумал еще один проект: решил построить завод по утилизации и переработке старых автомобильных покрышек. На благо и себе, и, понятно, городу, который будет не только чище, но и получит дополнительные отчисления в бюджет.

– Альберт Галимзянович, кстати, есть ли в Бавлах частники, делающие деньги из специфического бытового, производственного вторсырья?

– Есть. Этим занимается, скажем, индивидуальное предприятие, функционирующее непосредственно на полигоне твердых бытовых отходов. Оно производит из использованных пластиковых бутылок отличную черепицу.

– Она, если не ошибаюсь, уже применялась при капитальном ремонте бавлинского жилого фонда?

– Да, думаю, и впредь будет применяться. Правда, с использованием профнастила ремонт крыш осуществляется быстрее, поскольку применение нашей черепицы требует дополнительных плотницких операций, но зато этот материал завозить со стороны не надо, да и служит он дольше профнастила. Пользуется спросом также выпускаемая упомянутым частным предприятием тротуарная плитка.

– Не секрет, что есть предприниматели, главная цель которых, выражаясь их языком, “срубить денег по-быстрому”, а там хоть трава не расти…

– К счастью, таких временщиков у нас уже нет ни в среднем, ни в малом предпринимательстве. Люди обустраиваются здесь капитально и надолго. Убедительной иллюстрацией этому может служить, например, пекарня Киваева.

Построена она по индивидуальному проекту шесть лет назад. Более чем на 112 квадратных метрах, кроме складских, моечного, просеивающего и прочих производственных подразделений, оборудованы еще и лаборатория, бытовые помещения. Не поскупился хозяин пекарни и на приобретение современного технологического оборудования. С развитием такого бизнеса мы уже не завозим некоторые виды хлебобулочных, кондитерских изделий из Башкортостана, из соседнего Октябрьского района. И это хорошо: бавлинские деньги должны работать на экономику Бавлов. Хотя они нередко еще уходят на сторону.

– В основном из-за недостаточно развитого бизнеса в сфере бытовых услуг?

– Да. Плохо, надо прямо сказать, обстоит у нас дело с частным ремонтом холодильников, телевизоров, стиральных машин, прочей домашней техники. А в пошивочном бизнесе свободная ниша заполняется заезжими более разворотливыми предпринимателями. В частности, бугульминцами, которые выполняют заказы в своем городе. А ведь работа эта могла бы остаться у нас.

Не за горами выпускные экзамены в школах. Вряд ли все наши выпускники поступят в вузы. А значит, пора уже готовить для них новые рабочие места. Рассчитывать в этом плане на НГДУ “Бавлынефть”, компанию “Алойл” и другие градообразующие предприятия, особенно в связи с финансовым кризисом, не приходится. Отрадно уже то, что они хотя бы сокращения своих штатов пока не допускают.

Выходит, главная надежда – на активизацию в бытовой сфере малого и среднего бизнеса, который постараемся поддержать с учетом опыта соседей. Скажем, частное швейное предпринимательство можно расширить даже без возведения новых производственных объектов, используя надомниц. Просто надо обеспечить этих женщин всем необходимым оборудованием непосредственно по месту жительства, материалами и потом лишь объезжать их, раздавая заказы и собирая готовую продукцию. Таким образом и предприниматель будет экономить на арендных, к примеру, выплатах, и бавлинки получат рабочие места. Нет сомнения, что заняты они будут с полной нагрузкой, поскольку в городе, районе большой спрос на спецодежду, иные швейные изделия.

Не будут иметь проблем с размещением средств производства и те, кто надумает взяться за другой бизнес в бытовой сфере. Мы продолжаем тщательную ревизию производственных, других объектов с целью обнаружения или пустующих, или малоиспользуемых помещений. Находим такие и готовы предоставить их всем желающим заняться предпринимательством по самым льготным расценкам, буквально за копейки, лишь бы они развернули свой бизнес.

– А найдется ли в этих помещениях место розничной торговле?

– Пожалуйста, пусть размещаются. Хотя замечу, что под различные виды торговли у нас надстраивается еще один павильон в “Торговом центре”, а также оборудован второй рынок в промышленной зоне, жителям которой уже нет необходимости отправляться за продуктами, промтоварами в другие микрорайоны города.

– Когда я разговорился с вашими предпринимателями, они высказали мысль, что им уже просто необходимо что-то вроде координационного центра. “Вот недавно, – рассказал один из них, – рядом с моим торговым предприятием открыла магазин женщина. И мне ее по-настоящему жалко. Ведь она рискнула взять значительный банковский кредит, рассчитывая, очевидно, быстро вернуть его за счет прибыли. Но не там она поставила магазин! Сейчас торговая сеть в Бавлах разрослась, конкуренция в этой сфере очень жесткая. Думал подойти к женщине, поговорить с ней, но… вдруг решит, что выживаю ее”.

Было бы хорошо, если бы у нас была возможность где-нибудь собираться, обмениваться информацией, опытом. Сюда могли бы приходить люди, желающие попробовать свои силы в бизнесе, которым мы дали бы советы, в какое дело стоит вкладывать деньги, а в какое не стоит…

– Резон в этих словах, несомненно, есть. Не соглашусь, что местные предприниматели обделены с нашей стороны нужной информацией. Однако над организацией такого координирующего центра, безусловно, подумаем.

– Еще в начале января ряд частных строительных организаций города были близки к тому, чтобы отправить работников в долгосрочные административные отпуска. Но этого не случилось. Почему?

– Потому, что все они задействованы в реализации Федеральной программы по капитальному ремонту жилья, которую в нынешнем году мы начали намного раньше, чем в прошлом. Тогда в ходе ее произвели работ на 36 миллионов рублей, а теперь должны освоить при оздоровлении жилого фонда более 87,6 млн. Задача очень сложная, однако она нам по плечу. Постараемся сработать успешно, как и в минувшем году, когда справились с запланированным объемом капремонта одними из первых в республике. В значительной мере благодаря тому, что привлекли к выполнению столь важной программы наш строительный бизнес. Первопроходцем в этой сфере является ООО “Юлдыз”. Упомянул о нем еще и потому, что играет оно в жизни города все более заметную роль. Именно ООО “Юлдыз” осуществило возведение ипотечных жилых домов, заканчивает строительство приюта под названием “Семья”, административного здания ГРОВД. И понятно, что на него равняются начинающие в этой непростой отрасли бизнесмены, получая с нашей стороны всяческую поддержку.

Несмотря на то, что неоплачиваемых отпусков, увольнений строителям удалось избежать, и на довольно длительный, надеюсь, период, мы, тем не менее, каждые десять дней проводим мониторинг ситуации и на их предприятиях, и на всех остальных, а также в организациях. Причем не только в городе, но и в районе.

– Где, судя по всему, тоже ожидается появление временных безработных?

– Вопрос с их трудоустройством уже решен. Они будут заняты на так называемых общественных работах.

В общем, паники в связи с финансовым кризисом нет ни у бавлинских властей, ни у наших предпринимателей, которые стараются снижать затраты на производство с одновременным повышением эффективности своих предприятий. Оперативно переходят при возможности с выпуска одних изделий на другие, более востребованные. Как уже упомянутый нами Ягудин, который удешевил подогрев почвы в теплице, начал высевать новые, быстрее созревающие сорта овощей.

У нас разработана антикризисная система поддержки малого и среднего бизнеса, включающая адаптацию здешних систем образования к кадровым проблемам предпринимателей, дальнейшее сокращение на пути их развития каких-либо административных барьеров. Планируем также уменьшение налогового бремени на малый бизнес, арендной платы. Принимаем другие меры.

Ну и, как показал наш разговор, следует улучшить сбор и анализ предложений предпринимателей, своевременное оповещение их об изменениях в законодательстве.

Внимание малому и среднему бизнесу вполне объяснимо. Именно на него делаем акцент при предотвращении безработицы, помогая людям переквалифицироваться, найти свое место в предпринимательстве. Рассчитываем, что благодаря бизнесу усовершенствуются в городе, районе земельные отношения, будет активнее развиваться рынок земли.

Нынче в нашем муниципальном районе на налоговом учете состоят 253 малых предприятия и 640 индивидуальных предпринимателей, под “крылом” которых трудятся 1916 человек, что больше, чем в прошлом году. За последние несколько лет объем налоговых отчислений в местный бюджет из сферы малого и среднего бизнеса возрос с 3 до 15 процентов.

Показатели неплохие, однако возможность улучшить их есть. И мы намерены это сделать.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще