Системные недостатки, препятствующие более эффективному расходованию бюджетных средств, стали предметом обсуждения на заседании Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан, которое прошло в Казанском Кремле.
За 9 месяцев текущего года территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Счетной палатой, Департаментом казначейства Министерства финансов республики и Министерством внутренних дел было проверено 1 495 объектов. В ходе проверок и по итогам контрольных мероприятий приняты меры по возврату бюджетных средств и устранению выявленных нарушений на сумму 2,19 млрд.рублей.
Наибольшее количество нарушений было допущено органами местного самоуправления в процессе перевода имущества из государственной собственности в муниципальную в соответствии с законом ФЗ-131. Так, по отчетам Счетной палаты и Департамента казначейства, только из-за несоблюдения порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним допущено нарушений на общую сумму 1,9 млрд.рублей.
По словам министра земельных и имущественных отношений Валерия Васильева, корень проблемы лежит в том времени, когда началась массовая передача имущества из госсобственности в муниципальную. Фактически многие объекты передали, а юридически они остаются не-оформленными.
— Похожей была ситуация, когда занимались межеванием и кадастровым учетом земли, — сказал министр. – Для скорейшего решения проблемы тогда из бюджета было выделено 52 миллиона рублей. И этот шаг себя полностью оправдал: за три года в виде налогов было получено 140 миллионов рублей. Для проведения полной паспортизации недвижимости муниципалитетам также требуются определенные средства. Минземимущества подготовило на имя Премьер-министра РТ соответствующее предложение о выделении бюджетной ссуды. А первым этапом в этом процессе может стать пилотный проект в одном из районов республики.
Эту идею одобрил также руководитель республиканской налоговой службы Мидхат Шагиахметов, который сообщил, что реализуемый налоговым органом на территории Черемшанского района пилотный проект по внедрению финансовых инспекторов себя оправдывает: по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц налоговые поступления возросли.
Члены Межведомственного координационного совета поддержали инициативу в этом вопросе, как и предложение председателя МКС Алексея Демидова о том, что информирование Правительства республики по выявляемым нарушениям и недостаткам надо делать системным.
Предметом обсуждения членов совета в очередной раз стали вопросы контроля в сфере размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов. На прошлом заседании руководитель территориального управления Федеральной антимонопольной службы Александр Груничев отметил принципиальный момент, который четко определяет пределы полномочий различных контрольных и надзорных органов — «действие закона ФЗ-94 о госзакупках распространяется только до заключения государственного и муниципального контракта». Соответственно, и органы, уполномоченные на осуществление контроля в соответствии с этим законом, также отслеживают процесс только до стадии заключения контракта.
Несмотря на объемы выявляемых нарушений, этап размещения госзаказа, отбора поставщиков и исполнителей сегодня уже достаточно понятен и контролируем. Однако после завершения конкурсных процедур и заключения госконтракта заказчики зачастую теряют бдительность. По информации заместителя генерального директора Агентства по госзаказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ Владимира Аксенова, за 9 месяцев этого года у 6 714 контрактов истекли сроки поставки продукции. И далеко не все заказчики применили законное право взыскания с поставщиков пеней.
По мнению руководителя Управления Федерального казначейства по РТ Марата Зарипова и начальника отдела по реализации антикоррупционной политики республики Шамиля Давлетгильдеева, во многих случаях надо анализировать действия на предмет сговора, ставить вопрос о недобросовестности заказчиков, в том числе и о персональной ответственности должностных лиц.
В Послании Президента РТ Госсовету на 2008 год перед Министерством экономики была поставлена задача внедрить механизм контроля над приемкой товаров, работ, услуг для государственных нужд и централизованной претензионной работы. Кабмином в качестве одной из мер по реализации этой задачи было предусмотрено создание Межведомственной комиссии по контролю приемки товаров, работ, услуг, поставляемых для государственных нужд. Однако этой комиссии до сих пор нет…
Сегодня уровень контроля со стороны отраслевых министерств за качеством и своевременностью исполнения контрактов продолжает оставаться неудовлетворительным. Неприменение штрафных санкций за просроченные поставки, несоблюдение сроков, приемка продукции, не соответствующей утвержденному ассортименту, объемам и стоимости, — эти проблемы, с позиции эффективности расходов бюджета, весьма актуальны. Именно поэтому, по сообщению Ш.Давлетгильдеева, принято решение обсудить сложившуюся ситуацию на ближайшем заседании Совета безопасности РТ.
— Пока дееспособные подразделения внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти еще формируются, работу на этом направлении необходимо рассматривать всем контрольным органам, входящим в Межведомственный координационный совет, как приоритетную, — подвел итог обсуждению руководитель Счетной палаты Татарстана.