Работа над бюджетом продолжается

Как уже сообщалось, парламентом Татарстана в первом чтении принят бюджет республики на 2009-2011 годы. За прошедшую неделю в средствах массовой информации продолжились обсуждения основных макроэкономических показателей развития республики и бюджета в целом.

Автор статьи: Александр МАЛЬЦЕВ




Как уже сообщалось, парламентом Татарстана в первом чтении принят бюджет республики на 2009-2011 годы. За прошедшую неделю в средствах массовой информации продолжились обсуждения основных макроэкономических показателей развития республики и бюджета в целом. В оставшееся до второго чтения время работу над бюджетом продолжают депутатский корпус, Правительство, поступают предложения от муниципальных образований, профсоюзов, граждан республики. Какие возможные изменения могут здесь произойти? Этот вопрос мы адресовали министру финансов республики Радику Гайзатуллину.

— Радик Рауфович, как вы оцениваете необходимость изменения бюджета в связи с выступлениями депутатов на сессии Государственного Совета, предложениями муниципальных образований, профсоюзов и граждан? Кроме того, не повлияет ли на параметры бюджета мировой финансовый кризис?

— Прежде всего хочу поблагодарить депутатский корпус, Общественную палату республики, профсоюзы, принявших активное участие в обсуждении бюджета. Напомню, что до сессии 22 октября оно проходило в комитетах Государственного Совета, на парламентских слушаниях, на выездных кустовых совещаниях в районах и городах республики. В результате такого широкомасштабного обмена мнениями, предложениями, идеями мы подходим ко второму чтению бюджета. Должен отметить, что антагонистических, прямо противоположных предложений, противоречащих общей концепции представленного Президентом проекта бюджета, не было. То есть можно смело сказать, что основная концепция бюджета, как социально направленного, принята и одобрена депутатами Государственного Совета. Над улучшением его структуры по предложениям комитетов, депутатов, муниципальных образований, профсоюзов и граждан республики мы сейчас и работаем. Имеющиеся на сегодня поправки в основном направлены на необходимость финансирования отдельных узких мест в бюджете, где традиционно в силу нехватки доходов недостает средств. Это приобретение оборудования, капитальный ремонт и т.д.

Что касается вопроса о влиянии финансового кризиса на объемы бюджета 2009 года, то хочу сказать, что даже при определенном уменьшении доходной части бюджета мы однозначно придерживаемся курса, заявленного нашим Президентом: ни одна социальная программа, публичные обязательства, социальная помощь в республике в следующем году не будут прекращены. Средства на эти цели в бюджете предусмотрены. И здесь наша обязанность — обеспечить социальную направленность бюджета финансовыми ресурсами.

— Понятно, что бюджет имеет определенную гибкость и можно выбирать приоритеты финансирования в ситуации, когда доходы поступают не в полной мере. Можно согласиться, что данная ситуация сегодня носит лишь прогнозный характер и может не осуществиться в следующем году. Однако как вы прокомментируете тот факт, что имеется конкретное решение Правительства России о повышении с 2010 года ставки единого социального налога? Этот фактор наверняка отразится на нашем бюджете. Почему же мы сейчас не вносим соответствующие поправки в бюджет 2010 и 2011 годов?

— Да, действительно, 1 октября состоялось заседание Правительства РФ, одобрившее концепцию долгосрочного развития России до 2020 года. В составе данной концепции была определена модель пенсионной системы. Решено, что в 2010 году единый социальный налог будет заменен страховыми взносами, причем страховые взносы будут на 8 процентов больше, чем действующий сегодня единый социальный налог. Таким образом, при общем повышении взносов с 26 до 34 процентов увеличатся на 6 процентов взносы в Пенсионный фонд (с 20 до 26 процентов) и на 2 процента — в Фонд обязательного медицинского страхования (увеличение с 3,1 до 5,1

процента) , взносы в Фонд соцстрахования останутся без изменений и составят 2,9 процента. Однако это решение должно еще пройти обсуждение в Государственной Думе, Совете Федерации и принято в форме федерального закона. Когда данный закон будет подписан Президентом России, можно будет вносить изменения в бюджет 2010-2011 годов.

Что касается влияния этого фактора на наш бюджет, то, по предварительным расчетам, консолидированный бюджет республики в 2010 году будет иметь потери по двум основным факторам: во-первых, увеличение страховых взносов приведет к росту себестоимости продукции предприятий и соответствующему снижению налога на прибыль, во-вторых, потребуются дополнительные расходы бюджета на увеличение страховых взносов бюджетных учреждений и организаций.

Как относительно положительный фактор можно отметить увеличение на 2 процента норматива страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования. Данное увеличение хотя и приведет к росту отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования, одновременно будет носить целевой характер и направляться в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Татарстана для финансирования повышенного тарифа за работающее население.

— Год назад в беседе с вами мы затрагивали тему межбюджетных отношений и развития бюджетов муниципальных образований. Хотелось бы ее продолжить с учетом реалий сегодняшнего дня. И, в частности, дайте ответ на такой вопрос: с 2009 года у нас увеличивается количество бюджетов за счет вновь образованных муниципальных образований. Не уменьшит ли это самодостаточность местных бюджетов?

— Да, в связи с окончанием переходного периода реформирования местного самоуправления и межбюджетных отношений двенадцать вновь образованных поселений, из которых одиннадцать являются городами республиканского значения с достаточно развитым экономическим потенциалом, с 2009 года формируют самостоятельные бюджеты.

Таким образом, начиная с 2009 года, бюджетная система республики включает 999 бюджетов. Это бюджет Татарстана и 998 местных бюджетов: 2 городских округа, 43 муниципальных района и 953 поселения.

В процессе формирования межбюджетных отношений на 2009 год возникали определенные сложности при сбалансированности местных бюджетов, которые объясняются дефицитными районными бюджетами и профицитными бюджетами городских поселений.

Согласно прогнозным показателям местных бюджетов на 2009 год, сформированным по общереспубликанским критериям, расходные обязательства в целом по муниципалитетам обеспечены закрепленными доходами на 75,3 процента, в бюджете на 2008 год этот показатель составляет 74,6 процента.

По показателям консолидированных бюджетов районов и городских округов на 2009-2011 годы самодостаточными прогнозируются три региона республики — Альметьевский район, города Набережные Челны и Казань.

В структуре муниципальных образований из 953 бюджетов поселений самодостаточными в прогнозе 2009 года являются 57 поселений, в том числе из вновь образованных городских поселений города Нижнекамск, Альметьевск, Лениногорск, Зеленодольск, Бавлы, Нурлат, Бугульма.

— Радик Рауфович, еще один вопрос из «прошлого». Как вы говорили в одном из интервью, республика вы-играла федеральный конкурс и была включена в федеральную Программу реформирования региональных финансов. Есть ли первые результаты ее реализации?

— Да, такая программа реализуется на федеральном и региональном уровнях. Она разбита на два этапа, первый завершен летом текущего года, соответствующий отчет по его выполнению направлен в Минфин России. После рассмотрения там примут решение о предоставлении республике безвозмездных субсидий из федерального бюджета.

Какие цели преследует программа? Как вы знаете, в последние годы в Российской Федерации широкомасштабно проходит бюджетная реформа, затрагивающая все основные сферы влияния бюджета. В рамках этих мероприятий практически полностью был переписан Бюджетный кодекс сначала Российской Федерации, затем — Бюджетный кодекс Республики Татарстан. В них в настоящее время серьезно детализирован весь бюджетный процесс в стране и республике. Сам Бюджетный кодекс стал состоять из более трехсот статей. Вместе с тем его положения требуют своего развития, нормативно-правовой детализации, открытости, гласности и прозрачности всего бюджетного процесса.

Кроме того, отдельные положения Бюджетного кодекса предполагают собственные нормативно закрепленные правила, нацеленные, в первую очередь, на противодействие коррупции. Именно такие задачи и преследует Программа реформирования региональных финансов. Через ее реализацию мы преследуем цель, во-первых, утвердить правительственными, ведомственными решениями и приказами все этапы бюджетного процесса. Во-вторых, на основе этих нормативных актов обеспечить бюджетному процессу максимальные гласность, открытость и прозрачность через средства массовой информации и Интернет.

Исходя из этих двух основных постулатов и проводилась работа на первом этапе реализации программы реформирования. Таким образом, на сегодня формализованы и одновременно опубликованы постановления и приказы, касающиеся порядка и плана перевода бюджетных учреждений в форму автономных организаций. Определены требования к объему и качеству государственных услуг, предоставляемых на контрактной основе автономными организациями. Утвержден перечень основных государственных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями. Приняты методические рекомендации по разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ. Утвержден порядок корректировки предоставляемых бюджетным учреждениям средств, исходя из планируемых и достигнутых результатов. Принят порядок заключения государственных контрактов на весь срок действия долгосрочных региональных целевых программ.

Существуют порядок формирования реестра расходных обязательств, а также порядок по раздельному планированию бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Утверждена методология планирования временных кассовых разрывов и формирования резерва для его финансирования. Утвержден план мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, ее переоформления в форму иных обязательств. Утверждена также процедура мониторинга кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений. Принят порядок проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетной и налоговой политики. Утвержден порядок оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ, порядок предоставления рассрочек и отсрочек, порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот. Утверждено Положение о раскрытии информации о собственности Республики Татарстан. Принята формализованная методика предоставления бюджетных кредитов на кассовый разрыв, а также другие решения Правительства и приказы министерств и ведомств. Все эти нормативные акты зарегистрированы в Министерстве юстиции и опубликованы в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Параллельно в СМИ и во Всемирной сети публиковались аналитические записки. Были прокомментированы в аналитическом и цифровом плане все вышеназванные нормативные документы. Кроме того, в электронных СМИ публиковались аналитические записки о предоставлении государственных услуг и фактически произведенных расходах, планируемые и фактические результаты перевода бюджетных учреждений в форму автономных, бюджетные задания для автономных учреждений, предоставляющих государственные услуги, инвентаризация расходных обязательств, оценка и анализ причин отклонений утвержденных доходов и расходов бюджета от фактических, оценка причин возникновения временных кассовых разрывов, инвентаризация кредиторской задолженности, результаты мониторинга малого предпринимательства; инвентаризация собственности Республики Татарстан, сведения о долговых обязательствах, оценка уровня социально-экономического положения муниципальных образований, дифференциация налогового потенциала и расходных потребностей, оценка качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований.

Как видите, на первом этапе нам удалось формализовать, детализировать и обнародовать в СМИ достаточно широкий круг бюджетных вопросов. На основе этой информации любая организация, гражданин могут анализировать многие показатели бюджетного процесса, высказывать свои мнения и вносить предложения.

Второй этап реализации программы еще более детализирует большинство названных мной вопросов, а кроме того, затронет тему межбюджетных отношений, государственного долга, бюджетных кредитов с аналогично широким освещением новой тематики в средствах массовой информации и в сети Интернет.

— Затрагивая бюджет, мы вольно или невольно обращаемся к теме его социальной направленности. В редакции есть ряд вопросов, поступивших из Казани, Набережных Челнов и Зеленодольска на эту тему. Ознакомившись с вашим докладом на сессии Госсовета, читатели интересуются отдельными социальными программами. В частности, как проходит обеспечение льготными путевками работников бюджетной сферы в текущем году и предусмотрено ли продолжение этой программы на 2009 год?

— В бюджете республики на нынешний год расходы на санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы предусмотрены в объеме 58 млн. рублей, региональных льготников — 18,1 млн. рублей.

В 2009-2011 годах мера социальной поддержки работников бюджетной сферы в части обеспечения санаторно-курортным лечением сохранена.

В прогнозе бюджета Татарстана на 2009 год объем финансовых средств на санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы предусмотрен в сумме 62 млн. рублей, плюс региональные льготники — 19,3 млн. рублей.

— Предусмотрено ли оказание финансовой помощи муниципальным библиотекам в комплектовании библиотечного фонда?

— Да, в 2009 году за счет средств федерального бюджета районам республики предусмотрено выделение субсидии на комплектование книжных фондов муниципальных библиотек в сумме 11871 тыс. рублей (2010 год — 11924 тыс. руб.).

Кроме того, в целях поддержки материальной базы библиотек с 2009 года ежегодно на комплектование книжных фондов по сводной смете доходов и расходов Министерства культуры РТ предусмотрено 20 млн. рублей.

— Часто задают вопрос, касающийся обеспечения школ учебниками. Как эта проблема будет решаться в 2009 году?

— В соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ № 721 от 17.12.2007 г. «О введении нормативного финансирования общеобразовательных учреждений Республики Татарстан» расходы на приобретение учебников и учебных пособий включены в норматив финансовых затрат на реализацию государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Соответственно при формировании бюджета республики на 2009 год и плановый период 2010-2011 гг. указанные расходы предусмотрены в соответствии с нормативами в общем объеме субвенции муниципальным районам и городским округам на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.

Одновременно по сводной смете Министерства образования и науки РТ ежегодно предусматриваются средства на приобретение учебников. По смете министерства на 2009 год данные расходы запланированы в размере 242 млн. рублей.

— Планируются ли в 2009 году средства на реализацию социальных проектов детских и молодежных общественных организаций?

— В проекте республиканского бюджета на будущий год предусмотрены средства на данные цели в размере 15 млн. рублей. В 2009 году планируется проведение конкурса проектов и программ детских и молодежных общественных организаций. Средства будут выделяться в виде грантов организациям, выигравшим конкурс. Порядок и положение о предоставлении и использовании данных грантов будут разработаны нашим Министерством по делам молодежи, спорту и туризму.

— Радик Рауфович, мы с вами обсуждали в основном вопросы будущего года. Вместе с тем мировой финансовый кризис разразился в текущем году. Как в этих условиях будет завершен нынешний финансовый год, сможет ли республика выполнить принятые на себя расходные обязательства?

— По итогам десяти месяцев бюджет республики и большинство бюджетов муниципальных образований успешно выполнены. По нашим прогнозам, в целом за 2008 год доходная часть бюджета также будет выполнена, что даст нам возможность полностью профинансировать расходные обязательства, предусмотренные в бюджете.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще