Зачем нам “черное крыло”

Татарстан может стать мировым лидером по производству композитных материалов

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

“Казань обладает всем необходимым потенциалом для строительства именно у нас завода по производству композитов для авиационной промышленности не только республики, но и в России”.

Так заявил вчера первый вице-премьер Борис Павлов на прошедшем в Доме Правительства расширенном заседании координационного совета по реализации соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий и наноиндустрии между госкорпорацией “Роснано” и Татарстаном. Напомним, что это соглашение было подписано в августе нынешнего года и, по сути, инициировало создание в нашей республике новой отрасли – наноиндустрии.

Пребывание делегации представителей “Роснано”, Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в состав которой вошло Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова, и ведущих российских научных центров на татарстанской земле началось с посещения КАПО, где гости и хозяева обсудили проблемы самолетостроения и пути выхода отрасли из затянувшегося кризиса. И одним из таких путей, по их мнению, является повышение доли полимерных композитных материалов в конструкциях лайнеров.

По словам генерального директора КАПО Васила Каюмова, Казанский авиазавод, созданный в 1927 году, за период своего существования выпустил 18 тысяч единиц авиационной техники 34 типов. Сейчас предприятие строит среднемагистральный самолет Ту-214 и готовится к серийному производству ближнемагистрального летательного аппарата Ту-334, транспортного Ту-330 и регионального Ту-324. Кроме того, для Министерства обороны ремонтирует межконтинентальный авиалайнер Ил-62М и четыре стратегических бомбардировщика Ту-160. Вместе с тем, если ежегодно выпускается 450 “боингов” и 380 “эрбасов”, то “туполевых” – всего единицы.

И доля композитов в лайнере Ту-214 всего лишь 25 процентов (а в технике других авиазаводов и того меньше), в новейших же “боингах” доходит до 70 процентов. Так что нам необходим технический прорыв.

Как считает Васил Каюмов, КАПО теоретически готово к производству на своей базе так называемого “черного крыла”, все элементы конструкции которого должны быть сделаны из углеродного композита (углеродное волокно черного цвета, отсюда и такое название), то есть без применения металла, либо он будет присутствовать по минимуму. Причем предприятие может покрыть “крылатые” нужды не только российского рынка, но и захватить часть зарубежного. Для этого требуется создание производства современного сырья на базе нанотехнологий.

По мнению директора технологического центра ОАК Юрия Тарасова, при реализации глобального проекта по вводу в эксплуатацию композитного завода вполне реально “оккупировать” иностранный рынок “черных крыльев” и довести долю композита в наших самолетах до мирового уровня. Применение же таких материалов ведет к значительному снижению расхода топлива, увеличению эксплуатационного ресурса, повышению надежности конструкций (если сегодняшний дюраль имеет прочность 50 килограммов на квадратный миллиметр, пластик – 90, то композит – 260), а также к снижению веса летательного аппарата. Как утверждает заведующий кафедрой химических технологий МГУ профессор Виктор Авдеев, уменьшение веса агрегата всего лишь на один килограмм в автомобильной, судостроительной и железнодорожной отраслях дает экономический эффект до 15 евро, а в авиастроительной – от 300 до 350 евро.

Юрий Тарасов сообщил, что масштабный нанотехнологический проект по созданию композитного производства для нужд авиастроения, разработанный ОАК совместно с МГУ, компанией “Сухой” и другими силами, оценивается в 400-700 млн. евро. Завод планируется ввести в эксплуатацию не позднее 2013 года, и в конце того же года предполагается поднять в небо первый самолет с “черным крылом”. Заместитель генерального директора государственной корпорации “Роснано” Андрей Малышев считает, что для нового предприятия потребуется шесть-семь тысяч высококвалифицированных специалистов и после его запуска суммарные инвестиции достигнут 1,5-2 млрд. евро. А когда начнется активное внедрение композита в судостроительную, транспортную и прочие отрасли, то поток инвестиций возрастет в разы.

Открывая пленарную часть заседания в Доме Правительства, Борис Павлов объяснил, почему на начальном этапе развития наноиндустрии в Татарстане было решено охватить вниманием прежде всего авиационный комплекс. Потому что именно эта сфера сильно отстает в части применения новых технологий. “Определенные наработки имеются и у ученых Академии наук РТ, КГУ, технического и технологического университетов, однако необходима промышленная адаптация наших нанопроектов”, – отметил первый вице-премьер. А для этого также была бы кстати финансовая поддержка “Роснано”. Андрей Малышев, в свою очередь, напомнил, что инвестирование проектов госкорпорацией возможно только на условиях софинансирования их еще какой-либо структурой, о чем должны позаботиться сами разработчики.

Технический директор конструкторского бюро “Туполев” Лев Надзельский, говоря о перспективах использования нанокомпозитов в самолетах семейства “Ту”, выразил надежду на скорейшую реализацию программы по созданию вышеназванного завода. “Сейчас масса лайнера Ту-214 составляет 65 тонн, а при увеличении объемов композитных компонентов она уменьшится как минимум на одну тонну – это очень много, – заметил он. – Мы получим огромную экономию не только при строительстве летательного аппарата, но и при его эксплуатации, поскольку из-за продления ресурса самолета значительно уменьшатся расходы на его ремонт. Я уж не говорю о повышении надежности авиационной техники…”

В завершение заседания координационного совета Борис Павлов высказал надежду на то, что завод по производству композитных материалов будет построен все же в Казани (на это также претендуют Ульяновск с Воронежем), где имеется крепкая научно-техническая база, кадровый потенциал и потребители нанопродукции – КАПО, Казанский вертолетный завод и компания “МВЕН”, выпускающая технику из разряда малой авиации.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще