Коллегия Счетной палаты Татарстана рассмотрела итоги плановой проверки использования в последние два с половиной года бюджетных средств в Сармановском муниципальном районе.
Район активно развивается, показатель валового территориального продукта на душу населения увеличился за год на 12 процентов и составил почти 8 млрд.рублей. Кроме того, председатель Счетной палаты Алексей Демидов отметил успехи, которые достигнуты в сельскохозяйственном производстве. Так, с приходом инвесторов объем валового сбора зерна составил почти 250 тысяч тонн, и по этому показателю район вышел в лидеры по республике.
В отношении же выявленных нарушений и недостатков аудитор Дамир Шамгунов сообщил, что из общей суммы в 97,4 млн. рублей более половины (58,6 млн. рублей) приходится на ошибки в бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.
Кроме того, финансовыми службами района в установленные сроки не обеспечен возврат бюджетных кредитов в сумме 28,9 млн. рублей, что классифицируется как неэффективное расходование средств. Недостаточно эффективно проводилась работа и по взысканию в бюджет задолженностей по аренде земельных участков. В результате в местный бюджет недопоступила арендная плата на сумму более миллиона рублей.
В районе ревизоры Счетной палаты также обнаружили промышленную добычу грунта, хотя разрешительная документация на разработку карьера и договор аренды земельного участка отсутствовали.
Среди других выявленных фактов нерациональной и неэффективной деятельности районных организаций — нарушения при осуществлении муниципальных закупок (1,4 млн. рублей). В частности, заключались контракты с организациями, признанными без достаточных оснований единственными поставщиками, а заказы на поставку продуктов питания для пришкольных лагерей размещались путем проведения запроса котировок цен, а не через аукцион.
Большая часть выявленных нарушений и недостатков в ходе проверки была устранена. А использованные не по целевому назначению средства в общей сумме 4,9 млн.рублей возвращены в бюджет.
На коллегии были также рассмотрены результаты аудита эффективности использования средств бюджета РТ, выделенных на развитие физкультурно-спортивной и оздоровительной работы среди детей и подростков в 2006-2007 годах. Аудит был проведен по поручению Государственного Совета. После соответствующей подготовки материалы проверки будут представлены в парламент республики.
* * *
В соответствии с решением рабочей группы Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики Счетной палатой Татарстана проведены проверки в Министерстве здравоохранения РТ и в Чистопольском муниципальном районе на предмет своевременности и полноты исполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам, заключенным в первом полугодии 2008 года.
За это время учреждениями здравоохранения размещено 3085 заказов начальной стоимостью почти 3 млрд. рублей, из них по аппарату Министерства здравоохранения — 44 извещения на общую сумму 1,4 млрд. рублей.
При значительном количестве размещенных заказов на электронном аукционе их удельный вес по сумме составляет лишь 20 процентов. Вместе с тем на открытых конкурсах и аукционах размещено 7 процентов от общего количества извещений, а сумма составляет 73 процента всего объема закупок. Как показала проверка, зачастую к участию в торгах допускается один поставщик, который и становится победителем. В этом случае не приходится говорить о конкурсности и конкурентности.
В подтверждение аудитор Ильнур Мубараков привел данные о заключенных контрактах. Удельный вес контрактов по результатам несостоявшихся торгов, то есть где допущен или заявился один участник, составляет по количеству 63 процента и по сумме заключенных контрактов — 86 процентов.
Как следствие — низкий экономический эффект от размещения госзаказа: по учреждениям здравоохранения — три процента, по Министерству здравоохранения — один процент, или 11,7 млн. рублей. Для сравнения: в 2006 году экономия бюджетных средств составляла 5,9 процента от общей суммы размещенных заказов.
Итоговая сумма нарушений, выявленных по Минздраву РТ, составила 613,7 млн. рублей. При этом львиная доля из них — 611,6 млн. рублей — связана с неправильным отражением в Реестре государственных контрактов Республики Татарстан сведений о размещении заказов муниципальными лечебными учреждениями.
Проверка в Чистопольском районе показала схожую с Минздравом ситуацию с выбором способа размещения муниципального заказа. Наибольший удельный вес по количеству и по сумме заказов размещен на открытом аукционе. При этом половина муниципальных контрактов заключена с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся торгов, на которые был допущен или заявился один участник.
По оценке Счетной палаты, в Чистопольском районе с различными нарушениями было израсходовано 10,9 млн. рублей.
Выявлены факты проведения торгов в условиях, когда работа фактически заранее исполнена. Так, на сайте Агентства муниципального заказа размещены извещения о проведении 3 октября 2008 года открытых аукционов по капитальному ремонту дороги, тротуаров и укладке асфальта по улицам Фрунзе и Чернышевского в Чистополе. Между тем проведенная 30 сентября выездная проверка показала, что эти работы уже реально выполнены.
Более того, по некоторым объектам бюджетные средства были перечислены коммерческим организациям не только без проведения конкурсов, но и без заключения муниципальных контрактов. Так, ЗАО «Чистопольремстрой» и ООО «Рельеф» без торгов и заключения контрактов перечислено 7 млн.рублей. При этом подряд на выполнение заказа впоследствии получили именно предварительно профинансированные организации.
Не остался незамеченным аудиторами и факт финансирования строительства объекта при отсутствии утвержденной проектно-сметной документации.
Результаты проверки решено направить в Прокуратуру республики и Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ. Начальник отдела по реализации антикоррупционной политики РТ Шамиль Давлетгильдеев также предложил рассмотреть материалы проверки и обсудить проблему на ближайшем заседании Межведомственного координационного совета по вопросам госфинконтроля в РТ.