Президент Минтимер Шаймиев в соответствии со статьями 76 и 94 Конституции РТ и Бюджетным кодексом РТ официально направил в Государственный Совет Татарстана проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». По распоряжениям Президента представление в Госсовете проекта закона поручено министру финансов Радику Гайзатуллину, прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов — министру экономики Марату Сафиуллину.
Мы встретились с непосредственным разработчиком главного финансового документа республики — министром Радиком Гайзатуллиным.
— Радик Рауфович, по Бюджетному кодексу республики срок внесения бюджета на очередной год — 15 октября. Почему это сделано раньше установленного срока? Какие «плюсы» у раннего внесения бюджета?
— 15 октября — это крайний срок, установленный республиканским Бюджетным кодексом. Я считаю, что более раннее внесение бюджета имеет свои положительные стороны. Во-первых, появляется больше времени для широкого и полноценного обсуждения бюджета — на этой основе можно будет учесть в нем все объективные и дельные предложения. Во-вторых, появляется возможность принять бюджет значительно раньше, до наступления финансового года. А как вы сами понимаете, досрочное принятие бюджета дает возможность получателям бюджетных средств начать заранее работу по заключению договоров, наметить планы развития своих бюджетных и автономных учреждений. Главные распорядители государственных средств получают аналогичную возможность детально проработать направления развития курируемых отраслей бюджетной сферы. Все это тем более важно в условиях формирования трехлетнего бюджета.
— А как практически происходит внесение бюджета в Государственный Совет?
— Хочу отметить, что для нас, непосредственных его разработчиков, это окончание определенного этапа в работе над бюджетом и в какой-то мере для нас знаковое событие. А практически внесение бюджета происходит достаточно буднично: сотрудники Правового управления Аппарата Президента приносят и сдают в Государственный Совет коробки с бюджетом. В этом году таких коробок было три, поскольку ежегодно материалы о бюджете становятся все более обширными и детализированными. Материалы о бюджете на 2009-2011 годы занимают более тысячи страниц.
— Когда начинается работа над бюджетом и кто в ней принимает участие?
— Обычно старт в формировании бюджета дается в феврале, то есть практически за год до начала его действия, когда выходит соответствующее постановление Правительства, оговаривающее сроки, этапы и участников процесса формирования бюджета. Одновременно изучаются общемировые, российские и республиканские тенденции по макроэкономическим показателям. Определяются основные экономические тенденции и приоритеты. Большую работу в этом направлении проводит Министерство экономики Татарстана. На основе этих тенденций и приоритетов разрабатывается экономическая картина движения всех основных макроэкономических показателей на год вперед. Одновременно в основу закладываются задачи, поставленные Президентом республики в своем ежегодном послании Государственному Совету. В текущем году данная работа была проведена на три года вперед, то есть на 2009-2011 годы. Далее, при наличии в основе такой ситуационной картины, проводится работа с хозяйствующими субъектами и получателями бюджетных средств. С первыми мы определяем уровень и объем налогов, которые могут поступить в бюджет республики. Что касается получателей бюджетных средств, то изучаем их потребности по всему спектру расходных обязательств. Совместно с Минэкономики, налоговой инспекцией проводим аналитическую работу с предприятиями-налогоплательщиками по прогнозам их финансово-хозяйственной деятельности, конечной целью которой является определение возможного объема налогов во все уровни бюджетов на планируемый период. И я должен выразить благодарность нашим предприятиям, которые к данной работе подходят ответственно и профессионально.
Так же заинтересованно работают с нами отраслевые министерства, обосновывая и защищая свои расчеты по содержанию и развитию курируемых отраслей.
Затем параллельно выстраивается и согласовывается система межбюджетных взаимоотношений с муниципальными образованиями республики. В нынешних условиях, когда муниципальные образования самостоятельны и имеют собственные бюджеты, взаимоотношения бюджета республики выстраиваются с каждым из них в отдельности. В данной работе активное участие принимают главы администраций и председатели исполкомов муниципальных районов и городских округов, Совет муниципальных образований РТ.
В результате прогнозируется консолидированный бюджет республики, в котором как его производное образуется бюджет Республики Татарстан, имеющий свои доходные и расходные полномочия. Итоги нашей многосторонней и совместной работы в дальнейшем обсуждаются на заседании Кабинета Министров, где вносятся окончательные коррективы от республиканских министерств и ведомств, а также от муниципальных районов и городских округов. Практически во всех этапах формирования бюджета принимают участие профсоюзы.
На финишной стадии формирования бюджета все материалы, предложения, аналитические выкладки представляются Президенту республики, который крайне тщательно и взвешенно рассматривает весь бюджет и вносит в него необходимые коррективы. Таким образом, бюджет приобретает законченный вид, подписывается Президентом и вносится в Государственный Совет.
— Радик Рауфович, нынче впервые в республике бюджет принимается на три года. Как бы вы его оценили и какие приоритеты в нем можно выделить?
— Я бы назвал бюджет 2009-2011 годов бюджетом, усиливающим социальную направленность через реформирование социально-культурной сферы. Причем усиление социальной направленности происходит не только в связи с простой индексацией социальных расходов, но, в первую очередь, за счет внедрения новых методов хозяйствования, новых систем оплаты труда, новых систем финансирования в зависимости от оказываемой бюджетной услуги и внедрения систем оценок качества предоставляемых бюджетных услуг населению. Постараюсь расшифровать эти тезисы.
Во-первых, усиление социальной направленности бюджета происходит за счет индексации текущих расходов социальной сферы. Однако наиболее значимые из них индексируются не только в меру инфляции, но и с учетом возможностей повышения их качественной составляющей, то есть в большей степени, чем размер инфляции. На 2009 год к таким будут отнесены расходы бюджета на питание и медикаменты. Размер индексации расходов на питание составит 19,7 процента, на медикаменты — более чем на треть. Также в индивидуальном порядке будут проиндексированы на повышенный коэффициент так называемые публичные обязательства республики — на 9,5 процента. Это социальные выплаты труженикам тыла, ветеранам труда, пособия детям, многодетным семьям и другие виды социальных выплат и льгот.
Таким же прямым методом усиления социальной составляющей бюджета является повышение заработной платы работающих в бюджетной сфере. В последнее время она неоднократно повышалась. С 1 октября 2007 года работникам бюджетной сферы производятся персонифицированные адаптационные выплаты, которые дали повышение заработной платы на 14 процентов. С 1 февраля 2008 года она повышена еще на 14 процентов, и с 1 января 2009 года фонд заработной платы бюджетных учреждений будет увеличен на 16 процентов. Все эти повышения в совокупности позволят внедрить в 2009 году отраслевые системы оплаты труда.
Одновременно в отраслевые системы оплаты труда войдут все ранее принятые в республике доплаты, надбавки, выплаты стимулирующего характера, которые выплачиваются конкретному человеку сверх федеральной единой тарифной сетки. Перечень их достаточно широк и охватывает практически все отрасли бюджетной сферы. Среди них компенсационные выплаты, дополнительные три оклада премиальных, доплаты за выслугу лет, доплаты молодым специалистам, мастерам производственного обучения, воспитателям детских садов и другие.
Основная цель отраслевых систем оплаты труда — повышение мотивации деятельности работников бюджетных учреждений, усиление стимулирования процессов повышения квалификации, профессионализма, продуктивности труда, развития творческой инициативы, обеспечения социальной защищенности работников бюджетных отраслей. Делается это путем разработки нормативно-методического обеспечения новых условий оплаты труда работников бюджетной сферы в условиях рыночных отношений посредством дифференциации оплаты труда.
Новая отраслевая система оплаты труда будет направлена на повышение качества предоставляемых бюджетных услуг населению. Устанавливается прямая зависимость гарантированной части зарплаты бюджетника от результатов его труда, квалификации, сложности выполняемых работ и условий труда.
Новая система оплаты труда позволяет объективно оценивать разнообразные виды деятельности работников бюджетных учреждений и стимулировать их за достигнутые качественные показатели. Необходимо подчеркнуть, что при переходе на новую оплату труда ни один работник бюджетной сферы не будет получать меньше зарабатываемого прежде, естественно, без учета премиальных и при условии его правильной тарификации в зависимости от образования и специфики деятельности.
Еще одна возможность укрепления социальной направленности видится нам через усиление самостоятельности учреждений социальной сферы посредством изменения форм хозяйствования бюджетных учреждений. То есть имеется в виду перевод их в автономные учреждения и обеспечение полной самостоятельности в экономической и хозяйственной деятельности. Хотя во втором полугодии текущего года процесс перевода бюджетных учреждений в автономные несколько замедлился, думаю, поскольку летние каникулы окончились, этот процесс вновь обретет нужную динамику.
Еще выше поднять качество бюджетных услуг и способствовать целенаправленному развитию социальной сферы должно внедрение в 2009 году в практику финансирования ведомственных целевых программ. Их удельный вес в бюджете 2009 года достигнет более 50 процентов. В отличие от сметного финансирования, когда средства выделяются на постатейное содержание бюджетного учреждения, финансирование через ведомственные целевые программы осуществляется с целью достижения каждым бюджетным учреждением определенных конкретных результатов по оказанию населению бюджетных услуг с соответствующим качеством.
И еще один момент, непосредственно касающийся социальной направленности бюджета: переход бюджетных учреждений на нормативное подушевое финансирование. Должен отметить, что переход на нормативное финансирование у нас в республике сопровождается определенным сглаживающим механизмом и дает возможность бюджетным учреждениям в течение ряда лет привести свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствие с установленными нормами и требованиями. Например, при планировании расходов общеобразовательных школ на 2009 год учтено продолжение переходного периода, при котором субвенции на образовательный процесс выделяются из двух источников: из фонда компенсаций, обеспечивающего финансирование общеобразовательного стандарта, и из фонда софинансирования, в котором средства районам и городам республики заложены в полном объеме исходя из базы 2008 года. Однако вторая часть средств, из фонда софи-
нансирования, будет выделяться в зависимости от успешной работы региона по реформированию системы образования, включая повышение наполняемости классов. Поэтому при внедрении нормативного финансирования в общеобразовательных школах для сохранения уровня сметного финансирования учреждениям, сметы которых в суммовом выражении будут выше нормативов, бюджет республики дополнительно выделит 1,2 млрд. рублей. Кроме того, бюджет поможет школам, сметы которых были утверждены ниже норматива, на общую сумму в 536 млн. рублей. Таким образом, ни одна общеобразовательная школа, включая те, которые имеют в своем составе малокомплектные и национальные классы, не получит средств в 2009 году меньше сметы.
Аналогичный подход будет применен при переходе на нормативное финансирование в детских дошкольных учреждениях. На переходный период для сохранения полноценного финансирования в бюджете республики зарезервировано 162 млн. рублей для их поддержки. Кроме того, будут поддержаны учреждения, где смета окажется меньше норматива, на общую сумму в 814 млн. рублей и учреждения, где смета больше норматива, на общую сумму более 1 млрд. рублей. Таким образом, ни одно дошкольное учреждение не получит средств в 2009 году меньше сметы.
Еще раз повторюсь, что эти средства будут выделены только при выполнении учреждениями условий соглашений, направленных на оздоровление показателей деятельности бюджетных учреждений.
В 2008 году внедрение нормативного финансирования начато в учреждениях социального обслуживания, общеобразовательных школах и детских дошкольных учреждениях. В 2009 году планируется перевод на нормативное финансирование учреждений культуры, дополнительного образования, профессионально-технического образования, физкультуры и спорта.
В заключение ответа на ваш вопрос об особенностях бюджета приведу еще такие цифры: удельный вес расходов на социальную сферу в общем объеме на 2009 год достигнет 64 процентов.
Среди других особенностей и приоритетов бюджета — поддержка сельского хозяйства, строительство и реконструкция дорог, продолжение строительства Казанского метрополитена, будет начато строительство клинико-диагностического центра в Набережных Челнах, национальной библиотеки и кукольного театра в Казани. В трехлетнем бюджете предлагается продолжить ежегодное направление 1,5 млрд. рублей на приведение дорог в нормативное состояние, благоустройство, развитие инфраструктуры возводимого жилья в поселках при городах, включая развитие инженерно-коммуникационных сетей. Для укрепления местных бюджетов в 2009 году предлагается названные расходы отразить в соответствующих расходных статьях бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Также в течение трех лет предлагается продолжить работу фонда стимулирования социально-экономического развития и качественного управления общественными финансами муниципальных образований. По данному фонду предлагается ежегодно направлять 700 млн. рублей муниципалитетам, которые будут признаны лучшими по результатам работы за год. Для совершенствования системы показателей в настоящее время Минэкономики и Минфином готовятся предложения, которые будут внесены на рассмотрение Правительства. Муниципалитеты также вносят свои предложения.
— В расходной части бюджета намечена реализация больших планов, требующих значительных средств. Достаточно ли возможностей для их реализации в доходной части?
— К вопросу формирования доходной части бюджета мы подходили очень внимательно и всесторонне — как со стороны макроэкономических показателей, так и со стороны нашей основной группы налогоплательщиков.
Прогноз доходной части бюджета был составлен на основе показателей социально-экономического развития республики на 2009-2011 годы и ожидаемого исполнения бюджета 2008 года. При планировании были учтены внесенные изменения и дополнения в федеральное и региональное налоговое и бюджетное законодательство, а также положения проекта закона о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.
В текущем году принят ряд федеральных законов, вносящих изменения в действующее налоговое законодательство и в большинстве своем приводящих к снижению поступлений в бюджеты субъектов федеральных налогов.
Существенные изменения коснулись порядка исчисления налога на прибыль организаций. На федеральном уровне продолжается проведение последовательной налоговой политики в части амортизационных отчислений, направленной на создание стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства и инновационную деятельность. Для этого законодательно создаются условия для ускоренного начисления амортизации, сохраняется право налогоплательщика на применение «амортизационной премии».
Кроме того, для налогоплательщиков делается ряд налоговых послаблений социального характера. Организации смогут в период с 2009 по 2011 год учитывать при налогообложении суммы, уплаченные для возмещения затрат работников по процентам займов и ипотечных кредитов на строительство или приобретение жилья, расширяется перечень затрат организаций на образование своих работников и вновь привлекаемых сотрудников. Суточные и полевое довольствие разрешается учитывать при налогообложении в полном объеме.
Кроме того, по налогу на прибыль установлена на долгосрочной основе льгота для организаций, реализующих инвестиционные проекты, которая также учтена при расчете налога.
По налогу на доходы физических лиц также приняты социальные послабления: увеличивается стандартный налоговый вычет на каждого ребенка с 600 до тысячи рублей с суммы доходов родителей, не превышающей 280 тысяч рублей. Кроме того, увеличен предельный размер дохода с 20 тысяч до 40 тысяч рублей для получения стандартного налогового вычета в сумме 400 рублей на каждого работающего налогоплательщика.
Все эти изменения приводят к потерям в доходах бюджета республики.
В целом поддерживая экономическую и социальную направленность этих льгот, мы считаем, что со стороны федерального центра необходимо предусматривать механизмы компенсации выпадающих доходов субъектам Российской Федерации либо внести изменения в налоговое законодательство в части отмены льгот по региональным и местным налогам.
Несмотря на эти выпадающие доходы, удалось добиться прогнозно-необходимого уровня объема доходов для формирования бездефицитного бюджета на все три года.
В 2009 году прогнозируется поступление доходов в консолидированный бюджет республики в сумме 122,2 млрд. рублей, в том числе собственных доходов — 111,3 млрд. рублей, федеральных средств — 10,9 млрд.рублей. В 2010 году — 130 млрд.рублей, в 2011 году — 138,1 млрд.рублей. Прогнозные объемы бюджета республики: 2009 год — 97,4 млрд.руб., 2010 год — 102,4 млрд.руб., 2011 год — 106,9 млрд.рублей.
Как и в прежние годы, наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налоги на имущество, составляющие 80 процентов от общей суммы налоговых доходов.
— Радик Рауфович, давая характеристику расходной части бюджета, вы часто говорили, что конечной целью усиления социальной направленности бюджета и реформирования социально-культурной сферы должно являться повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг. Как вы считаете, какими параметрами можно его измерить и нужно ли одновременно создать условия, чтобы население могло воспользоваться этими услугами беспрепятственно?
— Думаю, работа по дальнейшему повышению качества и удобства предоставления населению бюджетных услуг должна продолжаться. Для решения этой задачи необходимо разработать стандарты, характеризующие качество и объем (состав) государственных услуг, оказываемых в сфере здравоохранения, социального обслуживания и других отраслях бюджетной сферы.
Стандарт качества бюджетной услуги должен определять условия обслуживания (удобство получения услуги потребителем, вежливость персонала, время предоставления услуги и т.п.) , соблюдение санитарно-гигиенических норм, полноту выполнения процедур, необходимых для предоставления услуг.
Стандартизация бюджетных услуг позволит довести до населения информацию о том, каково должно быть качество услуги, она создает основу для оценки эффективности и стимулирования деятельности каждого бюджетного учреждения. У потребителя услуги появится возможность контролировать и предъявлять обоснованные претензии к невысокому качеству определенных бюджетных услуг и к несоответствию качества утвержденному стандарту.
Необходимо продолжать работу по окончательной ликвидации очередей в коридорах госучреждений, сокращению количества собираемых бумаг и поездок малоспособных к передвижению людей в органы социальной защиты, что особенно важно для сельских жителей. Этому будет способствовать развитие сети социальных услуг с особым упором на социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. Необходимо увеличить охват населения этой системой в 2009 году.