В минувшую пятницу первый заместитель Премьер-министра РТ Борис Павлов провел в Москве переговоры с представителями японской компании Oi Seisakusho Co. Ltd.
Участники встречи обсудили ход реализации инвестиционного проекта «Комплексное использование низкотоварной древесины малолесистых регионов на примере Республики Татарстан», который позволит создать, по существу, целую отрасль деревянного домостроения с низкой себестоимостью производимой продукции. А значит — обеспечивать население республики комфортным, экологически чистым жильем по доступным ценам.
Подписанный по итогам обсуждения протокол определяет обязанности сторон с конкретными сроками дальнейших шагов по реализации этого масштабного и взаимовыгодного проекта.
После завершения переговоров я попросил Бориса Павлова подробнее рассказать о значимости проекта.
— В Татарстане остро стоит проблема использования низкосортных мягколиственных пород древесины, — сказал он. — Сегодня у нас ежегодно пропадает около двух миллионов кубометров леса, они не востребованы вообще. В своем ежегодном послании Президент РТ дал поручение разработать проект, который позволил бы в полном объеме использовать лесные запасы Татарстана. Инвестиционный проект, который мы обсуждали с японскими коллегами, позволяет, по нашему убеждению, решить задачу, поставленную Президентом.
Отвечая на вопрос, почему выбраны именно японские партнеры, а не финны, например, Борис Павлов заявил:
— Мы изучили опыт многих стран, в том числе и скандинавских, прежде чем остановиться на Японии. Страна восходящего солнца имеет богатейший опыт деревянного домостроения, что позволяет форсированно решать жилищную проблему. Благодаря именно этому методу, в первую очередь, за послевоенные годы Япония уже дважды полностью сменила жилищный фонд. Когда на экранах видишь небоскребы Токио или Осаки, создается впечатление о таких же каменных джунглях по всей стране. Но основная масса жилых домов в Японии — деревянные малоэтажные строения, и ежегодно этот фонд прирастает более чем миллионом домов средней площадью 140 квадратных метров. И это при громадном дефиците земли! Машиностроительная отрасль Японии, естественно, ориентирована на это и выпускает широкий спектр высокопроизводительного оборудования, целых заводов для строительства домов по различным технологиям. Эта продукция поставляется во многие страны, в том числе в Российскую Федерацию.
Конечно, в Татарстане, как признался Борис Павлов, таких проектов еще не было, и у республики пока нет опыта взаимодействия с этими компаниями. Поэтому, прежде чем сесть за стол переговоров в Москве, делегация Татарстана побывала в Японии, где посетила 10 предприятий, в том числе компании по лесопилению, деревообработке и сушке древесины, по индустриальному производству клееных и строительных конструкций. «Мы своими глазами увидели, как японцы работают на оборудовании, производимом компаниями, к которым обратились, смогли уточнить состав, спецификацию комплексов технических средств и технологического оборудования. Все это будет поставляться для заводов по лесопилению, лесопереработке и деревянного домостроения в Татарстане», — подчеркнул первый вице-премьер РТ.
По его твердому убеждению, подкрепленному расчетами, реализация проекта сулит очень большие выгоды для Татарстана. Появится возможность запустить в дело миллионы кубометров леса, которые сегодня просто пропадают из-за отсутствия перерабатывающей базы. Часть из них станет деловой древесиной и будет использована для деревянного домостроения. Другая часть, а это почти 925 тысяч кубометров, в виде отходов, щепы, опилок пойдет на технологические нужды, в том числе на производство брикетного топлива для обеспечения электроэнергией, теплом жилых домов и основного цикла переработки древесины.
И это будут не допотопные пилорамы. Проект предусматривает строительство девяти заводов ДСК с самыми современными цехами и оборудованием, шести пеллетных заводов для переработки отходов. Цена инвестиционного проекта — почти 9 миллиардов рублей.
Генеральный представитель компании Oi Seisakusho Co. Ltd в России Борис Кузнецов остался доволен проведенными переговорами, но подчеркнул, что в вынесенном на обсуждение инвестиционном проекте скрыто огромное количество сложностей для обеих сторон. Впрочем, по-другому и не бывает, ведь это действительно масштабный, комплексный проект, включающий и лесопиление, и деревообработку, и биоэнергетику.
— Я давно работаю с японцами и знаю, что они всегда требуют четкости, определенности в части того, кто за что отвечает, — сказал Борис Кузнецов. — И хорошо, что Борис Петрович Павлов четко назвал конкретных исполнителей по разделам проекта, что и зафиксировано в подписанном протоколе. Надеемся, что общими усилиями мы все решим, и углубленная лесопереработка позволит республике выйти в конечном итоге на рубеж 4 миллиона квадратных метров деревянного доступного жилья.