Казалось бы, Министерство экономики РТ, формирующее макроэкономическую политику в Татарстане, дистанцировано от “приземленных” вопросов, волнующих рядовых граждан. Однако “прямая связь” министра экономики, доктора экономических наук профессора Марата Сафиуллина с читателями “РТ” продемонстрировала обратное: и само это ведомство ориентировано на повышение качества жизни населения, и граждане интересуются не только частными вопросами, но и глобальными, от решения которых зависит благополучие всей республики.
Заработная плата бюджетникам – хит сезона
И все же большая часть поступивших вопросов касалась заработной платы. На проводе – первый дозвонившийся.
– Добрый день. Вас беспокоит Евгений Новиков из Набережных Челнов. Я работаю в сфере образования. Марат Рашитович, у меня к вам такой вопрос. С 1 июля работников бюджетной сферы планировалось переводить на отраслевую систему оплаты труда. Потом вроде бы это дело перенесли то ли на сентябрь, то ли на октябрь. Но никто вразумительно так и не может объяснить, чем отличается новая система от старой тарифной сетки. И не пострадаем ли мы после такого нововведения?
– Большое спасибо за вопрос. Сегодня это, действительно, одна из ключевых тем. Почему мы не стали спешить с реформированием существующей модели оплаты труда? Не секрет, что иногда на бумаге получается все просто и гладко, а в жизни – наоборот. Важно предусмотреть все до мелочей, чтобы не наделать ошибок, которые могли бы негативно отразиться на материальном обеспечении бюджетников. Необходимо повысить качество услуг бюджетной сферы и привязать к этому заработную плату. Каждая отрасль, будь то здравоохранение или образование, имеет свою специфику, что обязательно должно быть учтено при формировании новой системы. Поэтому мы тесно взаимодействовали с отраслевыми министерствами, чтобы они имели возможность спроектировать оплату труда, ориентированную на результат. В качестве эксперимента начали внедрять новую форму в Сабинском районе и Набережных Челнах.
В отличие от прежней 18-разрядной сетки новая система полностью ориентирована на оценку качества работы по конечным результатам. Для этого были разработаны критерии оценки результатов деятельности всех типов учреждений социальной сферы. Внутри каждого учреждения были также определены критерии оценки сложности труда, его интенсивности и качества. Количество разрядов тарифной сетки сократилось в три раза. Очень важно, что найдены подходы к оплате труда и работников общеотраслевых специальностей (программистов, библиотекарей, архивариусов и так далее).
Было принято решение отработать новую систему, чтобы при ее повсеместном внедрении у бюджетников не только не уменьшилась зарплата, а обязательно повысилась в соответствии с тем темпом, который озвучил Президент Минтимер Шаймиев в годовом послании Государственному Совету РТ в январе нынешнего года. То есть к концу текущего года нужно довести ее уровень до 80 процентов от среднереспубликанской оплаты труда.
– А эта система одинакова по Российской Федерации?
– Нет, в Татарстане будет своя, особенная. При ее проектировании мы изучали опыт Тверской, Белгородской, Ленинградской областей, других регионов, где на новую систему уже перешли.
– Но вы обещаете, что реально не будет уменьшения зарплаты?
– Да, именно поэтому мы не спешили с введением этой системы. Планируется в сентябре-октябре начать распространять новую форму оплаты труда по республике. А время повсеместного перехода на нее будет зависеть от результатов эксперимента. И если у вас возникнут какие-либо проблемы, специалисты Минэкономики готовы выехать на места, чтобы помочь разобраться.
Студентка из Казани Анастасия Богданова конкретизирует предыдущий вопрос:
– Коснется ли переход на отраслевую систему оплаты труда средств массовой информации?
– Большинство наших СМИ акционировано. Следовательно, издания и телерадиокомпании сами формируют политику в части заработной платы и системы тарификации. Но тех редакций, которые финансируются из бюджета, это коснется в части формирования государственного задания. Однако они могут принять непосредственное участие в создании отраслевой системы.
Некоторые учреждения ведут себя пассивно, поэтому для них новую бюджетную сетку разрабатывает Центр экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Татарстана. Хотя они вправе предложить, возможно, более гибкую тарифную систему, учитывающую их квалификацию, производительность труда. Чем вы активнее себя проявляете в данном процессе, тем лучше будут учтены ваши интересы.
Если государственное СМИ хочет использовать собственную модель, ему нужно теснее взаимодействовать с ЦЭСИ. Эта система не догма, не унифицирована для всех бюджетников, в каждом конкретном случае имеет свою отраслевую специфику.
– Ясно. Спасибо.
Жительница Казани Гульнара Сафиуллина спрашивает прямо:
– Ожидается ли в ближайшее время повышение зарплаты бюджетников? И когда?
– Заработная плата бюджетников вырастет в связи с переходом на отраслевые системы оплаты труда, которые предполагают определение уровня зарплаты работников в зависимости от конкретных результатов их деятельности. При этом оплата более эффективных сотрудников, конечно же, будет выше. Решение федерального центра о повышении до 30 процентов заработной платы работников бюджетной сферы и минимальной оплаты до 4330 рублей у нас также будет реализовано в 2009 году. А отраслевые системы, которые сейчас проходят экспериментальную апробацию в нескольких муниципальных образованиях, будут полностью введены в конце текущего года.
Как разорвать порочный круг?
Из Тетюш звонит Светлана Николаевна Никифорова.
– Добрый день, Марат Рашитович. Мой вопрос и конкретный, и в какой-то степени глобальный. Вы, конечно же, знаете, что Тетюшский район далеко не самый богатый в Татарстане, особенно если сравнивать с нефтяным краем республики…
– Смотря что вы имеете в виду под словом “богатство”. Человеческий капитал у вас очень хороший.
– Я говорю не об интеллектуальном или профессиональном потенциале, а о низкой заработной плате наших сельчан. Я-то ладно, проживаю в самих Тетюшах, хотя, как школьный учитель, получаю не так уж и много. А вот многие мои родственники живут и работают на селе. Что предпринимает Министерство экономики для того, чтобы конкретно нам, тетюшанам, жилось лучше?
– Дифференциация городов и районов – одна из самых сложных проблем, которая влияет на качество жизни и общее самочувствие всего населения. Нас действительно это очень тревожит. Важно, чтобы человек вне зависимости от места его проживания чувствовал себя комфортно. Основная проблема всех западных районов – не только Тетюшского, но и Буинского, Дрожжановского, Камско-устьинского, связана с тем, что там мало промышленных предприятий и экономика практически моноотраслевая, не диверсифицирована. Ставка делается в основном на сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.
Министерством экономики разработана программа развития и размещения производительных сил республики, в соответствии с которой мы хотим создать условия для развития на местах альтернативных секторов экономики. Ваш район богат природными ресурсами, которые можно использовать как основу для развития промышленности строительных материалов. Буквально несколько недель назад в селе Жуково началось строительство крупного кирпичного завода. Планируется создание еще ряда производств, которые будут использовать имеющиеся у вас ресурсы. Другое направление, которое также видится весьма перспективным, – развитие рек-реации санаторно-курортного направления. Ученые Академии наук Татарстана сделали предварительное исследование найденных в районе водных источников, которые по своему качеству оказались близки к известным источникам Ундоров, что в соседней Ульяновской области. И ряд частных инвесторов сейчас разрабатывает проект по созданию крупного санатория международного образца прямо на берегу Волги. Красивая природа и хорошая экология располагают к развитию данного направления.
Еще одна интересная для вас новость – в сентябре мы планируем провести в Тетюшах расширенное совещание с главами западных муниципальных районов по вопросам развития в данной зоне промышленной, социальной инфраструктуры и правильному размещению производительных сил. Для решения вопросов занятости и экономического роста здесь необходимо разместить как минимум четыре новых предприятия с численностью персонала около 500 человек на каждом. Тогда будут решены многие проблемы, связанные с занятостью и самореализацией населения, с оплатой труда.
– Как все это скажется на работниках других сфер? Ведь доярку, наверное, не очень волнует санаторный бизнес.
– Когда у людей появится альтернатива – трудоустроиться на предприятие с высокой оплатой труда, то это автоматически будет “подтягивать” всеобщую заработную плату. Свобода выбора – самое главное с экономической точки зрения.
– А сельское хозяйство по большому счету у нас будут развивать инвесторы?
– Совершенно верно. И вы получите долгожданные новые животноводческие комплексы, новый уровень производительности труда и новую заработную плату. Сейчас из-за отсутствия необходимых инвестиций от весьма неплохих тетюшских земель отдача невысокая, что ведет к низкой оплате труда. То есть мы с вами должны разорвать этот сложный порочный круг.
Следующий вопрос, касающийся также Тетюшского района, задает столичный житель Николай Викторович Смирнов.
– Недавно в газете “Республика Татарстан” прочитал о том, что в селе Жуково Тетюшского района будет построен кирпичный завод. Не поленился – специально взглянул на карту республики, нашел, где находится это село. Я считаю, что оно расположено довольно далеко от транспортных магистралей. С экономической точки зрения, эффективно ли будет возить готовую продукцию по Татарстану? Хотелось бы получить ответ на этот вопрос от такого специалиста, как вы, Марат Рашитович.
– Спасибо вам за доверие и очень хороший вопрос. Знаете, почему мы с большим оптимизмом смотрим на данный проект? В нем не участвует государство. Стоимость проекта около полутора миллиардов рублей – и все это частные инвестиции. А частник, прежде чем куда-то вложить свои деньги, не просто семь раз отмерит, а десятки раз все перепроверит и просчитает. Основное преимущество того, что предприятие заложили именно в Тетюшском районе, – наличие здесь превосходной глины, которую и сейчас использует большинство наших кирпичных заводов. А новое предприятие строится прямо на этом очень перспективном глиняном месторождении.
– Может быть, выгоднее возить глину к тому месту, которое находится ближе к транспортным артериям?
– Если инвесторы вкладывают собственные деньги в данный проект и считают его эффективным, то задача государства – поддержать их. К тому же эти бизнесмены – московские, то есть средства идут извне, что для республики большой плюс: не тратясь на создание предприятия, мы получаем дополнительные высокооплачиваемые рабочие места и налоговую базу.
Между прочим, мы задавали такой же вопрос этим инвесторам. Они уверены в успехе дела. Любопытно то, что они не собираются ограничиваться одним заводом и замахнулись на мега-проект. А именно: намерены построить в зоне здешнего месторождения глины несколько аналогичных производств и в перспективе экспортировать кирпич в соседние регионы, прежде всего в Ульяновскую область и Чувашию.
Независимый директор – не помеха генеральному
Следующий звонок не заставляет себя ждать.
– Я назовусь Еленой Петровной Ивановой. Мой муж – генеральный директор достаточно крупного казанского предприятия. Я читала, что в республике будет образована ассоциация независимых директоров. Меня интересует: независимый директор появится на каждом крупном предприятии? И хотелось бы знать мнение министра: не будет ли такой руководитель подменять функции генерального директора?
– Вы задали очень интересный вопрос. Я готов поподробнее поговорить на эту тему.
Предприятия имеют такие организационно-правовые формы корпоративного характера, как акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, в которых существуют две формы управления, из них высшая – это собрание акционеров, формирующее совет директоров, то есть организацию, представляющую собственников, владельцев компании и призванную защищать их интересы. Совет, как правило, заседает ежемесячно, решая стратегические вопросы развития предприятия. Кроме того, есть исполнительская дирекция. Часто и генеральный директор, и исполнительный входят в совет директоров и работают вместе. Но в то же время основная задача такого совета – четко сформулировать цели развития компании и оказать содействие директору в их достижении.
Зачем нужны независимые директора и как они будут влиять на деятельность предприятий? Дело в том, что существуют проблемы государственной собственности и мелких акционеров, которые располагают одним-тремя процентами акций. До сих пор достаточно большая доля акций и собственности находится в распоряжении республики. И в советах директоров по поручению Правительства заседают министерские представители, которые, к сожалению, не всегда эффективно могут работать в этих советах. Во-первых, по закону о государственной службе такая их деятельность не оплачивается. Во-вторых, у них есть основная работа, поэтому сложно разрываться и вникать в проблемы конкретных предприятий, тем более, трудиться на их интересы.
Чтобы решить эти вопросы и сделать компании публичными, мы и предлагаем сформировать так называемый институт независимых директоров. Если совет директоров предприятия посчитает необходимым, чтобы в его составе были независимые специалисты, которые давали бы оценки, предложения и работали на профессиональной основе, то он может воспользоваться формируемым сегодня соответствующим кадровым резервом.
– Но ведь между генеральным и независимым директорами возможны конфликты, которых и сейчас-то хватает. По своему мужу вижу…
– Всегда существует агентский конфликт между генеральным директором и советом директоров. Но я думаю, что если в работе совета будут участвовать профессиональные, независимые люди, то наоборот – это поможет гендиректору реализовать поставленные задачи. Если посмотреть на мировую тенденцию развития корпоративного управления, то можно увидеть: все больше крупных компаний включают в свой состав независимых директоров. В нашей
республике первыми начали привлекать таких руководителей на постоянной основе “Татнефть”, “Нижнекамскнефтехим”, “Казаньоргсинтез”, некоторые другие предприятия. Думаю, их примеру последуют многие организации.
Резерв имеется
Самой активной аудиторией нынешней “прямой связи” стали работники сферы образования и учащиеся вузов. К примеру, студента педагогического университета Евгения Громова волнует следующее.
– В республике много возводится жилья и промышленных объектов. Причем и Президент, и Премьер-министр говорят о необходимости наращивания темпов строительства. Но ведь профессиональных строителей больше не становится. Кто же будет все это строить? Как решается кадровая проблема?
– Ваши опасения, в общем-то, справедливы. До девяностых годов прошлого века в татарстанском стройкомплексе работников было на порядок больше, нежели сегодня. Кризисный период привел к тому, что люди нашли альтернативные сферы приложения своего труда. В Татарстане укрепить позиции данной отрасли позволила реализация в 1996-2004 годах президентской программы ликвидации ветхого жилья, которая не только позволила сохранить наш стройкомплекс, но и стимулировала развитие других секторов экономики.
Сейчас главный резерв, который есть не только в строительстве, но и в других отраслях, заключается в повышении производительности труда. В строительной сфере этот показатель сегодня, к сожалению, довольно низкий: у нас добавленная стоимость составляет чуть более четырехсот рублей на человека в год, за рубежом – в семь-восемь раз выше. Если мы хотим иметь конкурентоспособный стройкомплекс, тем более Россия настойчиво желает войти в ВТО, значит, необходимо проводить глобальную модернизацию, техническое перевооружение отрасли, повышать квалификацию строителей…
Кстати, незадолго до начала “прямой связи” в редакцию позвонил Ирек Сабиров из Елабуги.
– Я – подписчик “РТ” на протяжении многих лет, – констатировал наш читатель. – Сейчас работаю охранником в одном из городских учреждений. Но ни морального, ни материального удовлетворения этот род деятельности мне не приносит. Все большую популярность приобретает профессия строителя, которая всегда востребована. Опять же в особой экономической зоне “Алабуга” развертываются новые производства, и можно было бы попробовать себя в автосборке. В общем, хотел бы переквалифицироваться. Пожалуйста, спросите у министра экономики, как это сделать.
– Прежде всего, попробуйте обратиться в Министерство труда, занятости и социальной защиты, где вам должны помочь, – отвечает Марат Сафиуллин. – Кроме того, соответствующая образовательная программа у нас разработана совместно с автосборочными и автокомпонентными предприятиями. Кадров на самом деле не хватает. Эти организации постоянно делают запрос по поводу дополнительной рабочей силы. А, между прочим, одно рабочее место в автосборке создает примерно пятьдесят новых вакансий в сопредельных секторах экономики и в сфере услуг.
Хочу высказать свое мнение…
В редакцию дозвонилась пенсионерка из Лениногорска Гульфира Каримовна Мустафина, которая весьма эмоционально, на одном дыхании озвучила свой вопрос.
– Руководители республики и вы в том числе постоянно говорите о необходимости повышения качества жизни татарстанцев. Мол, чтобы оценить этот показатель, делается опрос жителей городов и районов по поводу отношения людей к местным властям, предоставлению жилищно-коммунальных услуг и так далее. Мне бы хотелось выяснить: кто же делает такой опрос? Меня вот никто никогда и ни о чем не спрашивал. А я бы с удовольствием высказала свое мнение…
– Ежегодно, в сентябре, мы по данному поводу опрашиваем 2400-2600 татарстанцев. Для справки: в целом по России в подобных случаях социологи выясняют мнение 1600 человек. Разница есть?.. У нас охватывается население всех городов и районов, большинства населенных пунктов. Люди высказывают свое отношение к местным властям, к ситуации в сферах образования и здравоохранения, в жилищно-коммунальном хозяйстве и так далее. Сами понимаете, что опросить всех – невозможно ни физически, ни материально.
Если у вас есть желание поучаствовать в таком опросе, то, пожалуйста, заявите о себе по телефону Центра перспективных экономических исследований Академии наук РТ – 292-00-10. Кандидат социологических наук Алсу Минзарифовна Нагимова и профессор Юлдуз Ракиповна Хайруллина выслушают вас. Для нас очень важны мнения и предложения населения в отношении работы властей, чтобы с учетом этого можно было скорректировать социально-экономическую политику республики…
Ольга Борисовна Алексеева из Альметьевска любопытствует:
– В свое время в нашей стране был популярен лозунг “экономика должна быть экономной”. Современные экономисты придерживаются такого лозунга?
– На мой взгляд, он не совсем удачный. Наш Президент поставил перед нами многие задачи, главные из которых: в социальной сфере – обеспечить достойное качество жизни татарстанцев, а в экономической – добиться эффективного роста экономики. То есть должны расти не просто объемы инвестиций и производства, но и производительность, отдача, прибыльность, добавленная стоимость.
– Насколько я понимаю, сейчас этот лозунг в корне неправильный?
– Повторюсь – не совсем удачный, так как его смысл заключается в том, что экономика должна сворачиваться. А мы, наоборот, хотим создавать условия для ее динамичного роста. Конечно, ресурсоэнергосбережению мы придаем огромное значение, но главное – отдача от роста экономики. Ведь при удачной реализации экономических проектов мы сможем выполнять и крупные социальные программы.
– А разве раньше не было таких целей? Провозглашалась же национальная идея: все для человека, все во имя человека.
– Слова словами, но при социализме имела место “экономика абсурда”. Представьте себе образно следующую модель. В поле стоит экскаватор, который выкапывает железную руду. Потом эту руду направляют на переработку – из нее изготавливают металл, из которого делают экскаватор, и этот агрегат сменяет на своем “посту” технику, работавшую до него в поле… “Экономика абсурда” была ориентирована на непроизводительные сектора. А сейчас ориентация идет в основном на социальную сферу, на повышение качества жизни населения…
В завершение “прямой связи” задаю Марату Сафиуллину свой вопрос:
– Какие наиболее негативные последствия имеет Татарстан после ипотечного кризиса в Америке?
– Продолжает снижаться доступность денег. В республике много индустриальных комплексов, которые нуждаются в модернизации технических мощностей. А возможности по привлечению для этого “дешевых” кредитов на длительный период сокращаются. Поэтому на заседании татарстанского Правительства Министерством экономики предложено разработать программу по субсидированию одной трети процентных ставок для наших предприятий, чтобы они могли привлечь доступные “длинные” кредиты для технического перевооружения. Главное – чтобы эти деньги были направлены не на пополнение оборотных средств, а на приобретение нового высокотехнологичного оборудования. И Президент поддержал это предложение. Причем такие государственные преференции не будут зависеть от формы собственности предприятия. Соответствующие расчеты уже представлены Правительству на рассмотрение.