Авиапром на пути к возрождению

С 12 по 15 августа на территории выставочного центра “Казанская ярмарка” проходит четвертая международная выставка “Авиакосмические технологии и оборудование”, в которой принимают участие более ста компаний из различных регионов России, а также Германии, Австрии и Украины.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

С 12 по 15 августа на территории выставочного центра “Казанская ярмарка” проходит четвертая международная выставка “Авиакосмические технологии и оборудование”, в которой принимают участие более ста компаний из различных регионов России, а также Германии, Австрии и Украины.

Открывая выставку, Премьер-министр Рустам Минниханов отметил, что проблема модернизации технологий в области авиастроения остается самой актуальной на сегодняшний день и данное мероприятие призвано помочь в ее решении. Татарстан обладает мощным комплексом предприятий в этой сфере, и за все годы реформ не было потеряно ни одного завода или конструкторского бюро. Более того, за минувшие годы в республике созданы новые образцы продукции, подчеркнул премьер. В свою очередь президент ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” Алексей Федоров отметил, что в такое непростое для российского авиапрома время проведение подобных мероприятий вселяет надежду на то, что отрасль выходит на новый виток развития, начинается ее возрождение.

Правительство России в федеральной целевой программе “Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года” одной из главных задач определило освоение на ведущих авиастроительных предприятиях Татарстана выпуска высококачественной, конкурентоспособной продукции. Реализация данной программы в перспективе должна вернуть республике утерянное за последние десятилетия ведущее положение на рынке России, СНГ и мира. Именно поэтому Казань и стала в четвертый раз площадкой для проведения подобного мероприятия. Следует отметить, что нынешняя выставка приурочена к 120-летию со дня рождения Андрея Туполева – выдающегося авиаконструктора, внесшего весомый вклад в создание и развитие отечественного авиастроения. В экспозиции представлены инновационные технологии в авиа-, вертолетостроении, космические технологии, системы управления информацией об изделии, плазменные и лазерные комплексы, оборудование нового поколения и многое другое.

Необходимы системные решения

Если говорить о проблемах отечественного авиапрома, то наиболее ярко они прозвучали на научно-практической конференции “Современные технологии – ключевое звено в возрождении отечественного авиастроения”, прошедшей в рамках выставки. Ведущие ученые страны, а также руководители крупнейших авиационных предприятий и конструкторских бюро рассказали о своем видении развития отрасли. В целом же можно выделить несколько ключевых аспектов этого вопроса, которые нуждаются в комплексном решении.

Во-первых, необходимо модернизировать устаревшее оборудование на всех предприятиях авиапрома. Причем модернизация должна проходить только на основе внедрения современных технологий, иначе о возрождении этой отрасли вообще можно забыть. Во-вторых, чтобы составить достойную конкуренцию зарубежным компаниям на мировом рынке, необходимы не только разработка и производство современных авиакосмических технологий, но и сбыт продукции и послепродажное обслуживание. То есть весь “жизненный цикл” любого продукта должен быть четко продуман и реализован. И, в-третьих, необходимы кадры уровня мировых авиапромышленных компаний. По мнению Рустама Минниханова, наших специалистов необходимо направлять на учебу в западные компании, чтобы повысить их профессиональный уровень, организовывать соответствующее обучение и в самой республике, а также готовить выпускников вузов работать в новых условиях.

В любом случае, подчеркнул Премьер-министр, все принимаемые решения, касающиеся авиапромышленной отрасли, должны быть системными, а для этого необходима соответствующая программа. Рустам Минниханов предложил разработать единый проект возрождения авиастроения, а также создать научный совет, который сформулировал бы подходы к решению этой проблемы в целом.

10 миллиардов рублей для КАПО

Если же говорить о более конкретных шагах, касающихся возрождения, в частности, татарстанского авиапрома, то в ходе научно-практической конференции было подписано трехстороннее соглашение между Правительством республики, ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” и ОАО “Казанское авиационное производствен-

ное объединение им.С.П.Гор-

бунова” о взаимодействии в привлечении дополнительных инвестиционных ресурсов для развития КАПО.

На пресс-конференции, состоявшейся еще до подписания соглашения, все вопросы журналистов касались именно этой темы. Как отметил Алексей Федоров, данный документ – это не простая декларация, а четкий план мер, которые должны предпринять как корпорация, так и республика по финансовому оздоровлению предприятия. Это судьбоносное соглашение для завода. В соответствии с его условиями КАПО еще до официального вхождения в состав ОАК включается в систему реализации программ корпорации и их финансирования. Для этого ОАК разработает и представит соответствующим федеральным органам исполнительной власти предложения по формам и объемам государственного финансирования, необходимого для выполнения заключенных контрактов.

В свою очередь Правительство республики взяло обязательства по содействию в реструктуризации предприятия, в том числе в реализации непрофильных активов, а также оказанию помощи в усилении кадрового состава. В частности, уже выделена довольно серьезная квота на квартиры по социальной ипотеке для работников КАПО.

Согласно совместному плану ОАК и КАПО увеличение объемов деятельности предприятия позволит до 2011 года изготовить для государственных и коммерческих заказчиков 27 самолетов Ту-214, обеспечить рост выручки в 5-7 раз. В последнее время предприятие выпускало максимум четыре машины в год, а выручка завода в прошлом году составила около 900 млн. рублей.

Планируется соотношение оборонных и гражданских заказов на предприятии удерживать на уровне 50 на 50, однако, если от Минобороны поступит большой заказ на стратегическую авиацию, то все силы будут брошены туда, так как КАПО – единственное предприятие в России, которое может заниматься производством, модернизацией и обслуживанием стратегических бомбардировщиков. Кроме того, наш завод станет основным подразделением ОАК по производству крыльев, причем не только для своих нужд, но и для других предприятий корпорации.

По словам Алексея Федорова, в конце года планируется зарегистрировать эмиссию акций КАПО, которые будут переданы в ОАК, а завершится эта работа к апрелю 2009 года. Объем инвестиций в предприятие достигнет 10 млрд. рублей.

Новый виток развития КВЗ

Как стало известно на пресс-конференции, Правительство республики и объединенная промышленная корпорация “Оборонпром” разрабатывают план стратегического развития еще одного татарстанского предприятия – Казанского вертолетного завода. Рустам Минниханов отметил, что  на данный момент готовится серьезная программа модернизации КВЗ, говорить же о каких-то конкретных цифрах и сроках пока рано. В свою очередь генеральный директор “Оборонпрома” Андрей Реус подчеркнул, что “в области вертолетостроения у разработчиков программы нет никаких стратегических разногласий, а вопросы тактики возникают всегда”. В любом случае у всех есть понимание, что в рамках общего интереса, а именно продвижения нашей авиапродукции на мировом рынке, необходимо прийти к единому мнению.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще