Стратегия для форпоста

В Набережных Челнах состоялась презентация стратегии социально-экономического развития города до 2015 года.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

В Набережных Челнах состоялась презентация стратегии социально-экономического развития города до 2015 года.

Работа над документом, напомнил, открывая совещание специалистов и представителей общественности, мэр города Ильдар Халиков, шла шесть лет, и особенно активно — последние полтора года, когда к ней подключился Центр перспективного экономического планирования Академии наук РТ, выигравший соответствующий тендер. Первое представление аналитических материалов, подготовленных рабочей группой, прошло на коллегии Министерства экономики РТ весной нынешнего года. Они размещены на сайте автограда в Интернете и доступны для ознакомления всем желающим. Жители, руководители предприятий и организаций города еще в течение двух недель имеют возможность внести свои замечания и предложения в проект документа. Намечается, что в августе он поступит на утверждение сессии депутатов горсовета.

Свой доклад член рабочей группы, министр экономики РТ Марат Сафиуллин начал с комплиментов в адрес Набережных Челнов, являющихся лидером в республике по части программирования, теории и методологии стратегического планирования. Опыт города используется при формировании общей концепции территориальной экономической политики Правительства Татарстана, в контексте которой только и могут намечаться пути развития отдельных муниципальных образований.

Основная задача, которую Президент РТ Минтимер Шаймиев ставит перед органами управления, — повышение качества жизни населения республики, что в свою очередь предполагает рост экономики. При этом темпы развития территорий разные. Чтобы сгладить диспропорции, необходимо создать условия, при которых слабые могли бы использовать потенциал сильных городских округов. Набережные Челны в этом отношении должны стать форпостом социально-экономических преобразований на востоке и юге республики.

Сейчас удельный вес Камского экономического района, куда помимо автограда входят Нижнекамск и Елабуга, в промышленности Татарстана достигает 24 процентов. И прогнозы указывают на то, что в скором времени он увеличится до 40 процентов. Кластерный подход, когда «якорные» города в рамках промышленной кооперации и специализации инициируют создание обслуживающих их предприятий на соседних территориях, позволяет увеличивать число точек роста в республике.

Однако с точки зрения макроэкономических пропорций, предупредил Марат Сафиуллин, возникает одна угроза. Если промышленный узел начинает бурно развиваться, он оттягивает на себя человеческие ресурсы сопредельных территорий. В краткосрочном плане здесь есть даже плюс: решается проблема занятости избыточной рабочей силы. Но в перспективе — через 15-20 лет — это может привести к запустению окраин.

Перейдя непосредственно к Набережным Челнам, министр отметил высокие темпы развития города. За последние три года инвестиции в основной капитал выросли почти в четыре раза, тогда как в целом по республике — на 63 процента. Среди основных факторов конкурентоспособности автограда — креативное, инновационно настроенное население. Как следствие, 19 процентов челнинцев заняты в малом бизнесе. А есть еще и развитая промышленность, готовые производственные площадки (Камский индустриальный парк «Мастер», бизнес-инкубатор), наличие научного потенциала (20 вузов, в том числе девять государственных). Исходя из этого, пирамида экономического роста выглядит следующим образом: в ее основании, так сложилось исторически, — автомобилестроение. Но есть и новая составляющая — производство автокомпонентов.

Емкость рынка комплектующих изделий в России, по оценкам экспертов, в ближайшем будущем достигнет 35 млрд. евро. Есть что «окучивать» малому бизнесу в Челнах. Тем более что удельный вес деталей из пластмасс и композитных материалов в себестоимости современного автомобиля с нынешних 24-27 процентов вырастает до 36 процентов. А короткое транспортное плечо, которое отделяет в Камском экономическом районе переработчиков продукции неф-техимии от источников сырья и автосборочных производств, дает им неоспоримые преимущества перед конкурентами, в том числе зарубежными.

По мнению разработчиков стратегии развития города, назрела потребность в организации ежегодного инвестиционного форума автомобилестроителей под эгидой Министерства промышленности РФ. Тем более что в стране конференции инвесторов такого профиля пока не проводятся, а Челны являются для них идеальной площадкой: рядом — ОЭЗ «Алабуга», географические соседи — Нижний Новгород, Самара, Ульяновск. Международный инвестиционный форум, «прописавшись» в Набережных Челнах, мог бы закрепить за ними статус столицы отечественного автопрома.

Существенная роль в программе отводится также строительному кластеру, пищевой промышленности, реформированию ЖКХ.

В своем докладе Марат Сафиуллин не обошел вниманием и уязвимые места в структуре экономики города — наличие административных барьеров, слабо развитые финансовые институты, транспортная инфраструктура. Он рекомендовал изучить возможность развертывания в районе железнодорожной станции Круглое Поле мощного многопрофильного логистического терминала, способного перерабатывать до 10 млн. тонн грузов в год. Иначе не позднее 2010 года движение товарных потоков в регионе может застопориться. В ответ мэр города Ильдар Халиков сообщил, что один инвестор уже приобрел в Круглом Поле участок земли площадью 135 тысяч квадратных метров под логистический комплекс.

Важное подспорье в мобилизации средств на развитие — участие в федеральных целевых инвестиционных программах. Пока достижения челнинцев в этом направлении достаточно скромные. Министр посоветовал им действовать, упреждая события, то есть начинать заниматься обоснованием актуального для города проекта еще до объявления конкурса. Для чего, по примеру Казани, создать инвестиционное агентство, которое располагало бы бюджетом, достаточным для финансирования подготовительных работ. Организация должна функционировать в режиме самоокупаемости: если город проигрывает конкурс по причине некачественно оформленных документов, она понесет ущерб.

Реализация стратегии развития автограда позволит к 2015 году добиться трехкратного увеличения объемов промышленного производства, почти во столько же раз повысить уровень месячного среднедушевого дохода населения, довести обеспеченность жильем на человека с 18,5 до 24,3 квадратных метра, ожидаемую продолжительность жизни повысить с 70,44 до 75,4 года.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще