В Татарстане построят два крупных порта

Мы уже сообщали о том, что от нашей республики поданы две заявки на участие в конкурсе по созданию первых в России портовых экономических зон.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Мы уже сообщали о том, что от нашей республики поданы две заявки на участие в конкурсе по созданию первых в России портовых экономических зон. Оба проекта стали претендентами на получение этого статуса, победители же станут известны летом нынешнего года. Подробнее о том, что уже сделано и что планируется сделать для того, чтобы создать два новых порта в Татарстане, рассказал журналистам на брифинге министр экономики Марат Сафиуллин.

По его словам, если даже республиканские проекты не победят в этом конкурсе, порты все равно будут построены, так как они стратегически необходимы для дальнейшего экономического развития региона. Поэтому следует остановиться на каждой из двух разработок подробнее.

Международный терминал

Первый порт, а вернее, Свияжский мультимодальный терминал, будет построен около поселка Нижние Вязовые, общая площадь его составит 12 квадратных километров. Его создание преследует глобальную цель – интеграцию волжской части России в международную систему товарных и финансовых потоков. Следует отметить, что транспортные расходы в общей структуре затрат за последние годы выросли с 4,6 до 14 процентов, поэтому европейские и западные компании ищут дешевые способы доставки товаров, и водные пути как раз из этого разряда. Основные же российские порты, через которые происходит перевалка грузов, такие как Москва, Санкт-Петербург и Новороссийск, перегружены, и для того чтобы получить какой-то товар, требуется длительный период оформления. Таким образом, в строительстве этого объекта заинтересован не только Татарстан. Итогом же его создания должна стать более быстрая доставка грузов как в нашу республику, так и за ее пределы. Так как судоходный сезон у нас только 9 месяцев, то в течение этого времени грузы будут активно завозиться на территорию порта, а весь последующий период их планируется транспортировать по всему Поволжскому региону. В свою очередь, отсюда до следующего крупного портового терминала, к примеру, в Гамбурге или Роттердаме грузы должны быть доставлены в течение пяти дней. Объем общего грузооборота оценивается в цифру около пяти миллионов тонн в год.

Если же говорить о цене вопроса, то, по предварительным подсчетам, стоимость Свияжского мультимодального терминала оценивается в сумму 23 млрд.рублей, из которых 3,9 млрд.рублей должен профинансировать федеральный бюджет, 4,1 млрд.рублей – республиканский и 15 млрд.рублей – это средства инвесторов, тех потенциальных резидентов, которые заинтересованы в формировании и развитии портовой зоны. Подтвердили свое участие в инвестициях данного проекта Казанский вертолетный завод, “Татспиртпром”, “Нэфис Косметикс”, ЗАО “Кулонстрой”, ряд дорожных и строительных организаций, а также холдинговая компания “Ак барс”.

Работа по созданию терминала уже началась. В частности, данный проект включен в две федеральные целевые программы, благодаря которым за Свияжским мультимодальным терминалом зарезервировано около 12 млрд.рублей (помимо 23 млрд.рублей). В первую очередь эти деньги будут направлены на формирование необходимой портовой инфраструктуры. В прошлом году был объявлен конкурс по цене проектных работ, который выиграл “ГипроНИИавиапром”, и к концу мая станет известна окончательная стоимость проектных работ по созданию причальной стенки, автодорог, железной дороги и необходимых федеральных коммуникаций.

Следует отметить, что благодаря созданию Свияжского мультимодального терминала грузовой порт Казани будет перенесен и появится возможность использовать освободившиеся прибрежные территории под строительство жилья и реализацию новых рекреационных программ. Кроме того, районы, которые находятся по другую сторону Волги, получат новый импульс в своем экономическом развитии – на территориях Буинского, Дрожжановского, Тетюшского районов планируется разместить предприятия для обслуживания самого порта и портовой зоны.

Индустриальный логистический центр

Что касается второй портовой зоны, то она расположится близ поселка Бетьки Тукаевского района. На данный момент в зоне между Набережными Челнами, Нижнекамском и Елабугой формируется мощный индустриальный центр, который способен будет уже к 2015 году создавать 40 процентов объема промышленного производства нашей республики при условии эффективного развития системы транспортного обеспечения. Поэтому для создания портовой экономической зоны и была выбрана эта территория. Кроме того, здесь очень удобная инфраструктура – недалеко есть аэропорт, а также крупные железнодорожные станции Круглое Поле и Биклянь. Помимо этого, планируется строительство нового автомобильного моста близ Бетьков.

По своим финансовым характеристикам данная портовая зона вдвое превзойдет Свияжский мультимодальный центр. Общая стоимость проекта, по предварительным подсчетам, составит около 60 млрд. рублей, из которых 14 млрд.- это федеральные средства, 15 млрд. – республиканские и 30 млрд. – частные инвестиции. Компании, которые подтвердили свое участие в данном проекте, – это

КамАЗ, Северсталь-авто, “Нижнекамскнефтехим”, “Нижнекамскшина” и другие. Планируется, что проектирование начнется в 2009 году, строительство – в 2010-м.

Проекты окупятся раньше

Создание портовых зон – это достаточно капиталоемкие проекты, срок их окупаемости составляет от 12 до 14 лет, однако, учитывая дефицит подобных услуг, предварительные расчеты показывают, что есть возможность вернуть вложенные деньги за 8-9 лет. Следует отметить, если эти два крупных терминала получат статус портовых экономических зон, то их резиденты подпадут под федеральный закон об особых экономических зонах, а значит, смогут пользоваться определенными льготами, что существенно повысит привлекательность этих проектов для инвесторов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще