Социальный паспорт города

Набережные Челны практически сравнялись со столицей республики по обеспеченности объектами торговли после того, как в прошлом году инвестиции в отрасль превысили 3 млрд.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

Набережные Челны практически сравнялись со столицей республики по обеспеченности объектами торговли после того, как в прошлом году инвестиции в отрасль превысили 3 млрд. рублей. На 1000 жителей в автограде теперь приходится 792 квадратных метра торговых площадей – в два с лишним раза больше, чем в других крупных городах Татарстана. (В Казани – 813 квадратных метров.)

Розничная торговля, общепит, сфера сервиса – это все сектора экономики, без которых жизнь замирает, подчеркивали участники отраслевого совещания в исполкоме города, посвященного подведению итогов 2007 года. И потому обширный статистический материал, на нем озвученный, способен дать богатую пищу для размышлений не только муниципальным служащим, бизнесменам, но и социологам, журналистам.

Торговый оборот в Челнах достиг в прошлом году 44,3 млрд. рублей – это 16 процентов потребительского рынка в республике. То есть, несмотря на то, что уровень зарплат в городе не самый высокий в РТ, товаров на одного жителя здесь продано больше, чем в среднем по республике. А все потому, что Челны, как неформальная столица региона, в выходные дни становятся площадкой для шопинга для жителей соседних городов и районов. Особенно эта тенденция отчетливо проявилась после того, как автоград обзавелся несколькими крупными современными торгово-развлекательными комплексами.

При этом приход в город глобальных торговых сетей отнюдь не обрушил экономику местных торговых компаний. Наоборот, возросшая конкуренция плюс эффективная маркетинговая политика позволили им шагнуть вперед. В минувшем году на семь торговый точек расширилась сеть "Камиллы", на четыре – "Челны-хлеба" и на два объекта – универсама "Народный". Строя магазины в шаговой для населения доступности, они заполняют нишу на потребительском рынке, которую глобальные игроки попросту игнорируют.

А вот местным товаропроизводителям оптимальным образом найти точки соприкосновения с иногородними торговыми сетями пока не удается. Стать их поставщиками – процедура долгая и дорогая. Прервано же сотрудничество может быть в любой момент, причем не только в связи с невыполнением договорных обязательств. Например вице-президент ООО "Акульчев" Ришат Шайхуллов поведал в своем выступлении, как в одной торговой сети предприятию указали на дверь лишь за то, что ее сотрудник перешел на работу к клиенту.

Руководитель исполкома города Василь Шайхразиев напомнил "сетевикам", что в свое время они обещали обеспечить режим наибольшего благоприятствования местным переработчикам сельхозпродукции. И дал понять: к тому, кто не умеет держать слово, будет применен административный ресурс. Принимавший участие в совещании заместитель министра промышленности и торговли РТ Олег Власов, рассматривая конфликт товаропроизводителей с "негоциантами", не стал категорично принимать чью-то сторону: каждая из них не без греха. Промышленность не всегда в состоянии похвастать стабильностью качества своей продукции. Порядок во взаимоотношениях сторон наведет федеральный закон о регулировании сферы розничной торговли, принятия которого во второй половине 2008 года работники отрасли ждут как манны небесной.

Бренд "Сделано в Татарстане" должен высоко котироваться. Пятый год проводится конкурс "100 лучших товаров России". Однако в этот список попало всего девять наименований продукции из Челнов, столько же из сравнительно небольшого Зеленодольска. Для сравнения: в Казани звания лауреатов удостоились 85 товаров. Как говорится, есть над чем задуматься челнинским предпринимателям.

Пищу для размышлений дает и неспособность рынка самостоятельно учитывать интересы потребителей среднего достатка. Капитал идет туда, где максимальный доход. В городе 168 парикмахерских, 31 из них открылась в 2007 году с широким ассортиментом услуг для VIP-персон. Преимущественно на богатых ориентируется и общепит, в то время как сеть общедоступных кафе остается в автограде слабо развитой.

Горсовет принимает меры по исправлению положения. Понижены корректирующие коэффициенты для расчета арендной платы за пользование помещениями, находящимися в муниципальной собственности. Начинает проявлять социальную ответственность и бизнес. Так, "Челны-хлеб" установил на социально значимые товары торговую наценку, не превышающую 10 процентов.

В общем, хочешь понять социальную структуру населения любого города, вникни в состояние розничной торговли и услуг в нем.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще