"Минувший год стал одним из лучших для бюджетной системы республики. Все макроэкономические показатели, заложенные в бюджете, перевыполнены. Но важны не сами эти цифры, главное то, что за ними стоит реальное повышение уровня жизни татарстанцев", – констатировал Премьер-министр Рустам Минниханов в пятницу на расширенном совместном заседании коллегий Министерства финансов, Управления Федеральной налоговой службы по РТ и Управления Федерального казначейства по РТ.
Как известно, казна любого государства формируется из налоговых поступлений. Участники заседания, подводя итоги работы перечисленных ведомств за прошедший год и намечая задачи на нынешний, отметили, что среди регионов Приволжского федерального округа Татарстан является самым крупным налогоплательщиком. За прошлый год у нас собрано налогов 220 млрд. рублей, что на 30 млрд. (или почти на 17 процентов) больше, нежели за 2006 год. Среди субъектов ПФО доля республики в последние годы стабильно составляет 18 процентов.
По словам министра финансов Радика Гайзатуллина, Татарстан продолжает оставаться одним из доноров федерального бюджета. За пять лет налоговые и неналоговые доходы, таможенные пошлины и единый социальный налог, перечисляемые в центральную казну, выросли в 3,6 раза – с 65 млрд. (в 2003 году) до 233 млрд. рублей (в 2007-м).
– Вместе с тем в масштабах страны республика занимает 48-е место по обеспеченности средствами из федерального бюджета на душу населения. Это несправедливо, – считает Илсур Сафиуллин, председатель Комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам. – Значит, как бы мы хорошо ни работали, большая часть нашего труда уходит на поддержку дотационных субъектов, которые за счет нас спокойно занимаются бизнесом. Регионы-локомотивы должны оцениваться по заслугам…
Похоже, российское руководство осознало порочность такой практики. По крайней мере, число регионов, получающих дотации из федеральной казны, ежегодно сокращается: если в 2005 году их было 22, то нынче осталось 14.
Несмотря на то, что Татарстан относится к разряду интенсивно развивающихся регионов и валовой региональный продукт растет хорошими темпами (в минувшем году – 108,7 процента к уровню 2006 года), достигнув по итогам прошлого года 740 млрд. рублей, тем не менее финансовым, налоговым и казначейским органам республики предстоит решить немало серьезных проблем.
Наступление на неплательщиков
Основа консолидированного бюджета республики (в прошлом году он составил 106,1 млрд. рублей) определяется главным образом тремя налогами: на прибыль, доходы физических лиц (НДФЛ) и имущество организаций. Первый из них по значимости поступил в сумме почти 29,9 млрд. рублей, то есть вырос по сравнению с предыдущим годом на 30 процентов – в основном за счет нефтедобывающей, химической и нефтехимической отраслей, торговли, финансовых институтов, транспорта и связи. Причем более высокими темпами увеличивались платежи средних и мелких предприятий.
Объем НДФЛ исчисляется 26 млрд. рублей – больше уровня 2006 года на 27 процентов. А налог на имущество организаций – 6,2 млрд. рублей (рост 17 процентов). Столь значительная прибавка в налоговых поступлениях стала возможной благодаря не только высоким темпам развития промышленного производства, повышения объема инвестиций в основной капитал и другим экономическим факторам, но и ужесточению финансового контроля, что явилось следствием изменений Налогового кодекса, вступивших в силу с начала прошлого года.
Как сообщил руководитель Управления Федеральной налоговой службы по РТ Мидхат Шагиахметов, в республике зарегистрировано свыше 80 тысяч юридических лиц и 90 тысяч индивидуальных предпринимателей. Но более трех тысяч предприятий считаются убыточными, в связи с чем казна недополучила налогов на общую сумму 10 млрд. рублей. Для снижения налогового бремени их руководители идут на различные ухищрения вплоть до умышленной порчи имущества. В результате прошлогодних проверок таких организаций удалось уменьшить убытки на 3,5 млрд. рублей.
По словам главы УФНС, первые положительные результаты принесла в прошедшем году работа по выявлению фирм-однодневок. В итоге было дисквалифицировано 16 должностных лиц, которые предоставили на госрегистрацию документы, содержащие заведомо ложные сведения (с поддельными печатями и так далее). В предыдущие годы случаев дисквалификации в Татарстане не было.
Остается актуальной проблема "серого" рынка труда, участники которого используют различные схемы ухода от налогообложения, в том числе кратно занижают реальную заработную плату. К примеру, при официальном размере оплаты труда некоторых директоров в три тысячи рублей на руки они получают свыше 60 тысяч. Итогом деятельности созданных при налоговых органах комиссий по легализации "теневой" зарплаты стало значительное увеличение числа налоговых деклараций: в минувшем году налогоплательщики представили 13 тысяч таких документов – в 8 раз больше, чем в 2006-м, а сумма дополнительно заявленных платежей повысилась в три раза – с 230 млн. до 650 млн. рублей. В два раза возросло количество граждан, продекларировавших доходы свыше миллиона рублей (5 600 человек), и 17 татарстанцев заявили доходы от 500 млн. до одного миллиарда рублей.
Министр финансов Радик Гайзатуллин во исполнение поручения Президента Минтимера Шаймиева предложил ввести механизм дополнительного финансового стимулирования муниципальных образований, которые существенно продвинулись в борьбе с "серым" рынком. А именно – начиная с этого года возвращать муниципалитетам часть НДФЛ от превышения индикаторов уровня заработной платы. В свою очередь Мидхат Шагиахметов заявил о внедрении в текущем году такого пилотного проекта, как создание единой региональной базы данных физических лиц (совместно с ЗАГСом, ГИБДД и другими структурами), которая призвана помочь в наведении налогового порядка.
– Это очень важная работа, она принесет большую пользу и в деятельности "электронного правительства", – считает Рустам Минниханов. – А в отношении должников необходимо создавать атмосферу нетерпимости.
Земельные заморочки и дела банкротские
Одним из основных источников формирования местных бюджетов является налог на землю. В прошедшем году земельные платежи составили 4,9 млрд. рублей – на 22 процента больше, нежели в 2006-м. По этому показателю Татарстан в ряду регионов ПФО вышел на первое место. Тем не менее премьер назвал земельный вопрос очень больным. И вполне обоснованно.
По данным налоговиков, в республике 46 процентов площадей находятся в собственности физических и юридических лиц. В минувшем году было совершено свыше 20 тысяч сделок с земельными участками, стоимость которых повысилась по сравнению с предыдущим годом в несколько раз. И у налоговых органов есть серьезные претензии по уплате соответствующих платежей, особенно физическими лицами. Руководство УФСН предлагает взять под прицел и организации, занимающиеся перепродажей земельных участков.
– Все сделки нужно вносить в реестр. Необходимо проверять правомерность их совершения, особенно по землям сельхозназначения. При этом следует усилить контроль со стороны налоговых и правоохранительных органов, – подчеркнул глава Правительства.
Кроме того, требуется активизировать работу по межеванию участков под многоквартирными домами, чтобы земельный налог платили и собственники жилья, и юридические лица, занимающие первые этажи зданий под различные виды бизнеса. Только размер этих платежей у предпринимателей, по мнению Мидхата Шагиахметова, должен быть больше, чем у жильцов.
Злостные неплательщики земельного, да и других налогов – это предприятия-банкроты. По информации УФСН, сегодня процедуру банкротства проходят более 1 300 татарстанских организаций, у которых доля государства в акциях и имущественном комплексе составляет от двух до ста процентов. Причем в 60 процентах случаев эта процедура инициируется самими предприятиями.
– Президент в своем послании Госсовету высказал серьезные замечания относительно работы по банкротству, – напомнил Рустам Минниханов. – Директора делают долги, а потом через различные схемы выводят активы предприятий. Это приводит к "вымыванию" и государственных активов. Мы должны проанализировать, куда они уходят и кто в этом виноват. Руководители обанкротившихся организаций должны получить соответствующую оценку. К сожалению, на сегодня практически нет предприятий, которые прошли бы процедуру оздоровления. И в этом деле нужно наводить порядок…
На заседании, в котором приняли участие представители Аппарата Президента и Госсовета, руководители министерств, ведомств и муниципальных образований, отчитался за деятельность своего ведомства и руководитель Управления Федерального казначейства по РТ Марат Зарипов, который сообщил, что УФК обслуживает на территории Татарстана 622 абонента – получателя средств из федерального бюджета. И за минувший год казначейством было распределено 257,8 млрд. рублей. В настоящее время в УФК вводится система электронного документооборота, в связи с этим создается отдел секретности информации, призванный защищать доступ к "виртуальным деньгам". А председатель Счетной палаты РТ Алексей
Демидов отметил, что назрела необходимость развивать институт финансового аудита, поскольку достаточно большой объем бюджетных средств используется получателями не по назначению. К примеру, семь муниципальных образований республики нецелевым образом потратили свыше одного миллиарда рублей.
В завершение заседания московский гость – руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин отметил, что реформа финансовой системы России и Татарстана уже дает позитивные результаты, повышается качество управления финансами.