На одном из недавних республиканских совещаний Президент РТ довольно резко отозвался о тех руководителях различных сельхозформирований, которые, жалуясь на экономические трудности, в то же время далеко не лучшим образом используют имеющиеся возможности и, в частности, производственные площади для налаживания дела. Минтимер Шаймиев призвал управленцев действовать расчетливее, проявлять больше рыночной разворотливости при эксплуатации материально-технической базы своих предприятий, с тем чтобы и прибыль увеличивать, и работающих людей обеспечивать пристойным заработком. Примером того, что столь важная задача реально выполнима, может служить лениногорская птицефабрика.
Еще года три назад этот важный для местного населения объект был очень близок к тому, чтобы исчезнуть с экономической карты нефтяного региона, поскольку находился на грани банкротства. Задолженность предприятия по зарплате и налогам составляла 75 миллионов рублей, технологические линии фабрики из-за изношенности оборудования выдавали продукции все меньше и зарастали навозом, а склады для кормов хронически пустовали.
На удивление многим лениногорские птицеводы сумели выбраться из такого, казалось бы, тупикового положения, причем, по существу, без посторонней помощи. За счет чего? За счет более разумного использования того производственного потенциала, которым располагали.
Начали с экономии затратных средств по срочно разработанной программе. То, что в ходе ее реализации мелочей не будет, птицеводы поняли из того, что их новый директор Н.Хайрутдинов сам заменил в своем кабинете многоваттные лампочки на более экономичные, которые пришли затем на смену и энергоемким ртутным светильникам на территории предприятия.
Затем птицеводы наскребли денег на то, чтобы пробурить у себя две артезианские скважины, а также на приобретение для каждого подразделения мини-топочных установок взамен общей фабричной котельной, обогревавшей из-за устаревших паровых сетей в основном уличный воздух. И в дальнейшем птицеводы еще не раз так же продуманно вкладывали деньги в то, что в ближайшей же перспективе стало оборачиваться растущей эффективностью.
Взять принадлежащие фабрике земли. Свыше половины расходов предприятия были связаны с выращиванием на этих полях разных культур для производства кормов. Культура земледелия оставляла желать лучшего, к тому же самый обширный участок располагался за десятки километров от фабрики, и возить оттуда корма становилось все накладнее.
Взвесив все "за" и "против", птицеводы пошли на существенные, но, как потом оказалось, совершенно оправданные затраты, чтобы обиходить бывшие сады-огороды, иные заброшенные земли, неудобья поближе к фабрике. Набралось таких земель гектаров около 500, а для оформления их в законное владение на предприятии сформировали крестьянско-фермерское хозяйство. И энергично взялись за внедрение в земледелие энергосберегающих технологий, таких, к примеру, как поверхностная обработка полей вместо глубокой пахоты, что позволило одновременно производить и мульчирование почвы, и качественную запашку в нее пожнивных остатков для повышения плодородия.
С увеличением на предприятии запаса кормов птицеводы стали активнее развивать и основное свое производство, рачительно используя каждый квадратный метр полезной площади. Еще на полмиллиона рублей закупили цыплят, в короткий срок заметно повысили продуктивность кур. Таким образом, совсем было уже разорившееся предприятие выжило, более того, наращивает получаемую им прибыль, а нынешний генеральный директор фабрики, заслуженный работник сельского хозяйства РТ Н.Хайрутдинов еще более укрепил свой авторитет как незаурядный управленец, умеющий вытаскивать бедствующие производственные формирования из провальных ситуаций.
Но тем не менее тревог у Назипа Лябиповича пока все же заметно больше, чем оптимизма.
– Дело в том, – говорит он, – что, несмотря на все наши старания, направленные на обновление технологического оборудования фабрики, подавляющая его часть по-прежнему остается старой, сильно изношенной. И если мы не заменим эти давным-давно отработавшие свой эксплуатационный срок механизмы в течение ближайших двух-трех лет, то будущее у предприятия может вновь стать весьма печальным. Поскольку с такими производственными линиями мы вряд ли сохраним достаточную конкурентоспособность, значит, вряд ли впишемся в новые, еще более жесткие условия рыночной экономики, которые ожидаются в скором будущем. И не исключено, что, побарахтавшись, мы в конце концов разделим судьбу тех аналогичных нашему предприятий, которые в нефтяном регионе уже позакрывались.
Вот почему лениногорские птицеводы рассчитывают при содействии республиканских властей на включение их в федеральный национальный проект по развитию АПК. Ведь именно тогда можно будет получить и беспроцентный кредит, и отсрочку с его погашением до полного ввода в эксплуатацию основных мощностей, на модернизацию которых он будет потрачен.
Лениногорская птицефабрика заслуживает права включения в нацпроект не только потому, что осталась единственной на несколько районов, но и потому еще, что труженики предприятия и сами продолжают делать все от них зависящее, чтобы остаться на плаву. Птицеводы энергичнее проявляют ту самую рыночную разворотливость, о которой говорил Президент Татарстана. Продолжая политику снижения себестоимости выпускаемой продукции, они усовершенствовали, в частности, систему вентиляции производственных подразделений, что принесло существенную экономию электроэнергии, сумели-таки сделать рентабельным то дальнее свое поле, заменив там кормовые культуры на колосовые и доведя их урожайность до 39 центнеров зерна с гектара. Организовали технологические процессы на фабрике таким образом, что они стали, по существу, безотходными. А ко всему прочему лениногорские птицеводы первыми и единственными пока в регионе освоили промышленное выращивание индюков.