Обеспечить “социалкой” по справедливости…

Покончить с аварийными и ветхими школами, больницами и другими социальными объектами, а также решить проблему с долгостроями в Татарстане решили специалисты Министерства экономики, разработав принципиально новый порядок формирования и реализации всех программ, которыми предусматриваются соответствующие капитальные вложения из республиканского бюджета.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Покончить с аварийными и ветхими школами, больницами и другими социальными объектами, а также решить проблему с долгостроями в Татарстане решили специалисты Министерства экономики, разработав принципиально новый порядок формирования и реализации всех программ, которыми предусматриваются соответствующие капитальные вложения из республиканского бюджета. Об этом шла речь на коллегии данного министерства.

В республике существует такая серьезная проблема, как высокий уровень дифференциации районов по наличию объектов социальной инфраструктуры. К примеру, обеспеченность населения муниципалитетов общеобразовательными учреждениями различается в 3,8 раза: если, допустим, жители Алексеевского района обеспечены ими на 154,3 процента от норматива, то Ютазинского – на 40,9. По физкультурным сооружениям – разрыв в 6,9 раза (в Казани – 28,9 процента, в Спасском районе – аж 198,6). По плотности дорог с твердым покрытием – в 2,6 раза, например, в Алькеевском районе на площадь в тысячу квадратных километров приходится 121 километр дорожного полотна, а в Альметьевском – 316 километров.

По данным Минэконома, чтобы довести обеспеченность населения такими объектами хотя бы до уровня социальных гарантий, требуется 14 млрд. рублей. В модернизацию ветхих сооружений нужно вложить 35 млрд. рублей. В то же время в республике имеется огромное количество недостроенных объектов социальной направленности, которые оцениваются почти в 21 млрд. рублей, значит, целесообразно довести их до ума.

Одним из инструментов, призванных решить перечисленные проблемы, является республиканская программа капитальных вложений. Однако недостатки в ее выполнении порой ухудшают положение дел. Допустим, финансирование строительства конкретного объекта рассчитывается на один год, по завершении которого строение остается недоделанным, а в программу следующего года его уже не включают. Как результат – объемы незавершенки растут. Кроме того, по словам министра экономики Марата Сафиуллина, распределение по муниципальным образованиям целевых средств на строительство новых и реконструкцию старых сооружений нередко носит субъективный характер, зависящий от многих факторов, в том числе и от напористости, популярности местных руководителей, их "вхожести в кабинеты".

 Чтобы устранить негативные стороны и повысить эффективность программы капвложений, Министерством экономики разработана схема ее реализации, предусматривающая формирование этого документа не на один год, а на три. Согласно новой схеме в составлении перечня социальных объектов, определении и распределении финансовых лимитов на их строительство или реконструкцию будут участвовать муниципалитеты, отраслевые министерства и другие заинтересованные структуры после тщательного анализа существующего положения дел в данной сфере. Предполагается, что финансироваться проекты будут из федерального, республиканского и местных бюджетов. А предлагаемый Минэкономом порядок выполнения строительных заказов сделает использование бюджетных средств более прозрачным, планирование предстоящих работ – эффективным. Главное – позволит сократить социальную дифференциацию между районами.

Пока на финансирование социальной инфраструктуры на 2008-2010 годы из республиканского бюджета планируется направить четыре миллиарда рублей. Однако, как считает Марат Сафиуллин, этих средств не хватит даже на поддержание текущего состояния объектов. По расчетам экспертов Минэконома, для доведения обеспеченности населения "социалкой" до нормативного уровня, модернизации ветхих и ликвидации аварийных строений в течение ближайших трех лет требуется ежегодно выделять 9,5 млрд. рублей из республиканского бюджета, 7,6 млрд. – из федерального и 1,9 млрд. – из местных. Но, понимая, что таких денег из казны не "вытащить", экономисты предлагают растянуть решение этой проблемы на шесть лет, при этом капвложения из перечисленных бюджетов составят соответственно 5,9 млрд., 4,7 млрд. и 1,2 млрд. рублей.

Председатель Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев высказал сомнение в дееспособности министерского предложения. Мол, мы десятилетиями пытаемся выровнять социально-экономическое состояние районов, но еще никогда не удавалось сделать это. Депутат считает: чтобы претворить в жизнь столь глобальные планы, нужны стимулирующие механизмы. "Тем не менее задача поставлена благородная", – резюмировал он.  

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще