Торгово-промышленная палата РТ – организация известная, призванная защищать права и интересы предпринимателей, быть связующим звеном между бизнесом и властью, способствовать развитию внешнеэкономических отношений. Но все это общие фразы, а частному предпринимателю или крупной бизнес-компании интереснее знать, каким образом ТПП может повлиять на их процветание и решение конкретных проблем и является ли она действенным инструментом рыночной экономики.
О предназначении палаты, которая в текущем ноябре отмечает 15-летие со дня основания, и актуальных вопросах, стоящих перед ней на современном этапе, беседуем с председателем правления ТПП РТ Шамилем Агеевым.
– Шамиль Рахимович, при формировании палаты была озвучена ее миссия: быть независимым и компетентным голосом деловых людей республики. Удается ли соответствовать этому?
– Думаю, да. По крайней мере, мы стараемся на профессиональном уровне защищать интересы наших партнеров в органах государственной власти и местного самоуправления, участвовать в развитии инфраструктуры предпринимательства, распространять цивилизованные принципы ведения бизнеса. Помогаем в разрешении спорных вопросов и конфликтных ситуаций в соответствующих инстанциях. Для этого палатой заключены соглашения о взаимодействии с Кабинетом Министров, Федерацией профсоюзов, Ассоциацией предприятий и предпринимателей, Арбитражным судом, таможней, администрациями городов и районов, коллегией оценщиков и другими структурами.
– Как известно, эксперты ТПП активно участвовали в разработке республиканских программ по поддержке малого предпринимательства, развитию инновационной деятельности в Татарстане. Не раз вносили предложения по изменению законодательных актов, касающихся налогообложения и прочего. Однако малым предприятиям до сих пор непросто получить кредиты на развитие своего бизнеса…
– Вы правы, но все же сегодня в данном отношении чувствуется определенный прогресс. Этот вопрос решаем совместно с Агентством по развитию предпринимательства РТ, оказывая поддержку в соответствии с программами микрокредитования и среднесрочного кредитования субъектов малого предпринимательства, занимающихся проектами в приоритетных отраслях экономики. Специалисты подразделений ТПП (в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Елабуге) готовы на местах оказать услугу по составлению и экспертизе инвестиционных проектов, помочь в их дальнейшем продвижении и решении проблем, возникающих в ходе реализации.
Кроме того, в последнее время руководством республики проводится экономическая политика по развитию отраслей промышленности на основе кластерного подхода. И здесь предпринимателям предоставляется возможность занять определенную нишу, разгрузив крупные татарстанские предприятия, к примеру, от производства каких-либо комплектующих или их закупки в других регионах. Некоторая неповоротливость большого бизнеса вполне может компенсироваться мобильностью малого. И наша задача – обеспечить их эффективное взаимодействие. С этой целью палатой уже заключены соглашения с такими компаниями, как "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина", завод имени Серго (POZIS), "Нэфис-Косметикс", "Казаньзернопродукт" и другие. Предпринимателям, включившимся в кластерную программу, предоставляется реальная возможность воспользоваться кредитными ресурсами для становления своего бизнеса.
В общем, Торгово-промышленная палата призвана помогать и содействовать, а не покупать и продавать, как считают отдельные граждане.
– Вы упомянули о том, что ТПП участвует в урегулировании конфликтных ситуаций. В современном обществе все большую популярность приобретает третейское разбирательство, которому отдают предпочтение многие структуры. Скажем, в татарстанской энергосистеме несколько лет функционирует третейский энергетический суд, созданный, кстати, при полной поддержке ТПП РТ.
– Еще с 1996 года при Торгово-промышленной палате Татарстана постоянно действует третейский суд, который занимается экономическими спорами, подведомственными арбитражным судам. К числу преимуществ третейской процедуры следует отнести не только ее быстроту, экономичность и возможность выбора арбитров, но и то, что в таких разбирательствах отсутствуют апелляционные, кассационные и надзорные инстанции. Кроме того, в третейских судах лучше учитывается специфика предпринимательских отношений – обеспечивается соблюдение коммерческой тайны (ибо разбирательство носит закрытый характер). В процессе рассмотрения спора активнее используется принцип состязательности сторон, возможности достижения различных форм компромисса (мировых соглашений и тому подобного).
Специалистами республиканской палаты многое сделано для популяризации этого вида судебной практики. ТПП получила сертификат в Российском центре содействия третейскому разбирательству. Наши судьи аттестованы в Москве, а в 2003 году выиграли грант Фонда "Евразия" в номинации "Развитие и совершенствование альтернативных форм разрешения споров и конфликтов между хозяйствующими субъектами в Республике Татарстан". За последние годы экспертами палаты дано свыше тысячи бесплатных консультаций по правовым вопросам для предпринимателей, руководителей предприятий и юристов.
– Ну хорошо, инструмент для решения споров, относящихся к разряду арбитражных, у вас есть. А как насчет организации помощи предпринимателям, которые сомневаются в том, что получили от своих партнеров качественный товар?
– Это очень актуальный вопрос. Очищение татарстанского рынка от фальсифицированной и недоброкачественной продукции – еще одна задача, в решение которой палата должна внести свой вклад. К сожалению, нет достоверной статистики об объемах реализации в республике продукции, находящейся в незаконном обороте. И органы, непосредственно занимающиеся этим делом, явно не справляются со своими обязанностями. При ТПП уже 14 лет работает экспертная организация "Соэкс-Татарстан", которая занимается независимым контролем количества и качества поступающих в регион товаров, их оценкой с учетом потери качества и многим другим. Наши специалисты подскажут, как правильно составить претензию на основании актов экспертизы, куда ее направить. И сопроводят фирму до разрешения конфликта, включая защиту ее интересов в арбитражном суде.
Только в текущем году отделом сертификации ТПП РТ и организацией "Соэкс-Татарстан" выдано почти восемь тысяч сертификатов происхождения товара с целью получения преференций при ввозе татарстанской продукции на территорию иностранных государств. По заявкам предпринимателей проведено полторы тысячи экспертиз (в том числе оценочных, таможенных, по определению количества и качества товара и других).
Как я уже говорил, правовой защите предпринимателей мы уделяем большое внимание. В рамках деятельности правового центра ТПП за последние три года проведено свыше полутора тысяч бесплатных консультаций, выдано 64 заключения по форс-мажорным обстоятельствам и внешнеэкономическим контрактам, оказаны правовые услуги более чем пятистам предприятиям и частным лицам. А также подготовлены материалы 70 фирмам для рассмотрения дел в арбитраже, судах общей юрисдикции и Международном коммерческом арбитражном суде (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
– Шамиль Рахимович, думаю, о Международном коммерческом арбитражном суде знают немногие.
– К сожалению, это так. Хотя МКАС – ведущий в России и странах Восточной Европы третейский суд по разрешению коммерческих споров международного характера, преемник Внешнеторговой арбитражной комиссии. МКАС входит в число наиболее крупных и авторитетных арбитражных центров мира. Наши юристы оперативно и профессионально готовят материалы для рассмотрения в данной структуре. Хотелось бы, чтобы татарстанские предприниматели при заключении экспортных контрактов активнее использовали возможности МКАС, а не обращались к посреднику в лице суда в Стокгольме или где-нибудь еще дальше.
– Торгово-промышленная палата – структура довольно разносторонняя. Какие еще направления вашей деятельности могут представлять интерес для татарстанских предпринимателей?
– Допустим, департамент деловой информации ТПП обладает обширной базой данных экспортируемых из республики товаров, имеет доступ к коммерческой российской сети делового сотрудничества. А коммерция в Интернете – дело, на мой взгляд, высокоэффективное и не слишком затратное. Наш центр делового образования организует тренинги и семинары по тем направлениям, которые наиболее необходимы предпринимателям сегодня, при этом учитывая зарубежные и отечественные наработки. При ТПП работает Гильдия переводчиков РТ, специалисты которой, к примеру, качественно и оперативно перевели иностранную научно-техническую документацию для Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода.
Вот работу нашей палаты в области выставочно-ярмарочной деятельности я пока не могу назвать удовлетворительной. Хотя и со стороны государства требуются определенные меры по утверждению нормативно-правовой базы, отражающей специфику данной сферы и интересы прежде всего отечественных товаропроизводителей. Свое участие в реализации такого подхода мы видим в развитии фирмы "Татэкспо", функционирующей при ТПП, и создании Центра содействия выставочной деятельности малых предприятий. Новая структура должна привлечь малый и средний бизнес к участию в проектах "Имидж татарстанских товаров" и "100 лучших товаров России", проводить инновационные выставки-ярмарки, которые будут способствовать продвижению продукции наших предприятий, становлению партнерских отношений и так далее. В планах ТПП – построить современный выставочный центр на территории, прилегающей к центральному офису палаты в Казани.
– Коль вы заговорили о проблемах, хотелось бы узнать, решением каких из них палата займется в ближайшей перспективе?
– Прежде всего мы хотим добиться равенства в условиях ведения бизнеса для всех предпринимателей. Это касается участия в тендерах, процесса предоставления помещений в аренду и для выкупа, отношения к разным видам собственности. Только при равных условиях работы для всех участников рынка может сформироваться здоровая конкуренция, которая у нас пока слабо развита. Власть должна четко очертить рамки функций своего аппарата, который, как всем известно, часто злоупотребляет данными ему полномочиями. Давно назрела необходимость регламентировать зону ответственности органов власти за свои действия, как, впрочем, и за бездействие. Хотелось бы, чтобы госструктуры относительно малого и среднего бизнеса принимали более взвешенные и эффективные решения, которые в перспективе дадут позитивные результаты.
А еще нам необходимо работать в одной упряжке с теми ассоциациями, гильдиями, комитетами и прочими организациями, чья деятельность направлена на преодоление барьеров на пути российского предпринимательства.
– Вашей организации исполнилось 15 лет. Для постсоветского периода – возраст немалый. Каково сегодня место татарстанской ТПП в федеральной системе палат? И оказывает ли ТПП РТ влияние на экономические процессы в республике?
– Самим определять наше место в системе ТПП России несколько некорректно – это дело федеральной палаты. Тем не менее можно констатировать, что многие наши инициативы получают поддержку центра и ни одно крупное мероприятие не обходится без нашего участия.
Я уверен, что в Татарстане Торгово-промышленная палата заняла определенную нишу. Мы выполняем особую роль "транслятора" интересов предпринимательских структур в органах государственной власти. Статус ТПП позволяет ей быть действенным инструментом татарстанского бизнеса для защиты своих прав. А приобретенный за 15 лет опыт дает нам возможность играть немалую роль в информационном, организационном и инфраструктурном обеспечении предпринимательства.
Мы намерены и в дальнейшем активно участвовать в выполнении программ социально-экономического развития Татарстана. К слову, не всегда наши инициативы находят адекватную поддержку в соответствующих органах. Но дорогу осилит идущий. К тому же мы ощущаем содействие со стороны Президента, Правительства и Госсовета республики, других государственных институтов и делового сообщества. Значит, обладаем реальной силой.