Строительство в Закамье нового города-спутника Набережных Челнов, двух мостов через Каму, масштабная реконструкция автодорог, создание в Елабуге бизнес-школы мирового уровня – эти и другие планы изложены в концепции развития Камского экономического района до 2020 года, итоговое обсуждение которой состоялось в Елабуге с участием министра экономики Татарстана Марата Сафиуллина.
Территорию республики решено разделить на семь экономических зон с целью более эффективного развития. Это Столичная, Западная, Северная, Южная, Нефтяная, Восточная и Камская зоны, в каждую из которых входит 5-7 муниципальных районов. Камский экономический район выбран в качестве приоритетного, и концепция его развития была составлена в первую очередь, поскольку он обладает значительным промышленно-производственным потенциалом (находясь на втором месте после Столичного). В состав этой зоны входят Набережные Челны, Тукаевский, Елабужский, Нижнекамский, Менделеевский и Заинский районы. Здесь выпускается 40 процентов промышленной продукции республики, такой же процент составляют инвестиции в основной капитал – это наибольшие показатели по сравнению с другими объединенными экономическими районами. То есть закамская территория выступит в роли локомотива экономики Татарстана, и для развития максимальной скорости "локомотива" необходимо расчистить путь. Основные препятствия – отсутствие развитой сети дорог, социальной инфраструктуры, дефицит трудовых ресурсов, серьезные экологические проблемы. Меры по устранению этих помех как раз и представлены в концепции, над которой трудились представители большинства министерств и представители муниципальных районов.
Как отметили участники совещания, впервые в республике системно рассмотрен отдельный регион как единый территориальный комплекс. Никогда прежде не проводилось анализа совместных потенциальных возможностей всех городов, исторически оказавшихся связанными между собой. Главными отраслями являются машиностроение, химия и нефтехимия, а также нефтедобыча, электроэнергетика. Как подчеркнул министр экономики РТ, крупнейшие здешние предприятия выдвинули амбициозные планы об удвоении, утроении объемов производства, "Северстальавто" с нуля создает мощнейшее по российским меркам автосборочное производство.
Одно из условий привлечения инвесторов – развитая транспортная сеть. В концепции предложено устранить сверхнормативную нагрузку на автодорогу Казань – Набережные Челны, реконструировать мост через Вятку в районе Мамадыша. Первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павел Чернов отметил, что внимания требуют и направления на Ижевск, Самару и Оренбург.
Во время обсуждения возник спор о том, где именно в республике будут строиться мосты. Марат Сафиуллин отметил, что Камский регион является приоритетным, и министерство будет ходатайствовать о возведении здесь двух мостовых переходов. Первый должен дублировать набережночелнинский мост, который вообще-то является приспособленным для перемещения транспорта гидроэнергетическим сооружением. Сейчас это узкая горловина, соединяющая два берега Камы, с началом транспортной доставки комплектующих на особую экономическую зону в Елабуге проехать можно будет с превеликим трудом. Второй мост через Каму должен пройти в районе населенного пункта Соколки. Стоимость одного мостового перехода – около 15 миллиардов рублей в действующих ценах, это дорого, но экономически целесообразно. Что касается других транспортных путей, то предполагается передать аэропорт "Бегишево" в доверительное управление ОАО "КамАЗ", провести реконструкцию, а также активизировать железнодорожное сообщение, в частности, построить новую железнодорожную ветку от Нижнекамска через Камские Поляны в Заинск. Будет перенесен Набережночелнинский грузовой порт, построены порты в Менделеевске и Елабуге. Все эти мероприятия направлены и на повышение мобильности трудовых ресурсов. Проблема привлечения кадров в Камском экономическом районе стоит особенно остро, ведь в ближайшие годы население должно возрасти на 200 тысяч человек, чтобы обеспечить потребности инвесторов, резидентов особой экономической зоны. По мнению главы Елабужского района Ильшата Гафурова, в концепции должны быть особо отражены меры по привлечению сюда людей, по их мотивации, ведь уже сегодня рабочих рук не хватает катастрофически, идет борьба между КамАЗом, "Северстальавто", ЕлАЗом и другими игроками, люди перетекают из одного предприятия в другое.
Нужно также обозначить основные направления деятельности Нижнекамского промышленного узла по уменьшению экологической опасности, ведь эта территория становится все более техногенной, происходит концентрация все большего числа производств.
Людям, которые переселятся в Закамье, необходимо будет где-то жить. Разработчики концепции предлагают построить город-спутник Набережных Челнов по левую сторону автодороги Челны – Нижнекамск. Министр экономики прокомментировал решение: "Эта территория оптимальна для жилой застройки, равноудалена от основных промышленных площадок. Мы не хотим привязывать людей к какому-то отдельному проекту, городу, пусть сами выбирают, где им лучше работать". В то же время эти земли находятся в непосредственной близости от национального парка, который и без того слишком подвержен влиянию цивилизации. Глава каждого муниципального образования выдвигает свои предложения по размещению нового жилья. Так, мэр Камских Полян Игорь Привалов отметил, что поселок обладает всей необходимой инфраструктурой, построенной еще во времена создания АЭС, коммуникации загружены всего на 20 процентов. Как вариант – строительство хорошей автодороги и размещение здесь спальных районов Нижнекамска. Глава Елабужского муниципального района предложил построить жилой комплекс близ Елабуги, с учетом того, что все необходимые мощности здесь тоже есть: станция очистки воды, ТЭЦ и так далее. Марат Сафиуллин отметил, что это самый дискуссионный вопрос и необходимы дополнительные консультации.
Министр также сообщил, что в Елабуге предполагается создание бизнес-школы мирового уровня, куда будут приглашены лучшие специалисты.
На совещании руководству всех министерств был представлен проект постановления с предложением в двухмесячный срок подготовить необходимые бюджетные, организационные и финансовые обоснования нового документа. Сама концепция после окончательных согласований будет внесена в Правительство РТ для утверждения.