Кажется, впервые за десятилетия существования дипломатических отношений между Россией и Швейцарией это процветающее европейское государство несколько отвлеклось от Москвы и Санкт-Петербурга, обратив внимание на регионы.
В начале этой недели традиционный российско-швейцарский деловой саммит был проведен не в первопрестольной или северной столице, а в Казани. По словам советника посольства Швейцарии в Российской Федерации Даниеля Хунна, экономическая элита его страны пришла к выводу, что сегодня бизнес-кооперацию целесообразнее создавать именно в регионах, в частности в Татарстане, где имеются и повышенный интерес к этому, и соответствующий промышленный потенциал.
В процессе пленарного заседания и "круглых столов", прошедших в казанском гостинично-торговом комплексе "Корстон", представители швейцарских и татарстанских деловых кругов презентовали свои деловые достоинства: первые рассказывали об эффективности создания бизнеса в их богатой стране, вторые убеждали гостей в инвестиционной привлекательности нашей республики. Как сообщил генеральный директор Агентства по развитию международного сотрудничества при Кабинете Министров Хафиз Салихов, в настоящее время Швейцария по объему инвестированных вложений в Татарстан занимает у нас ведущее место – всего они исчисляются более 1,1 млрд. долларов, из них 150 млн. – прямые инвестиции. А товарооборот с этой страной за последний год составил 500 млн. долларов. В Татарстан идут в основном новые технологии, фармацевтическая продукция, знаменитые швейцарские часы и их комплектующие, которые используются Чистопольским часовым заводом.
Однако, по мнению председателя Торгово-промышленной палаты РТ Шамиля Агеева, следует шире использовать опыт Швейцарии в организации малого и среднего бизнеса. Например, в часовой промышленности этой страны функционируют около 800 небольших фирм, и лишь две-три из них имеют персонал более тысячи человек. Да и в основополагающей машиностроительной отрасли работают небольшие компании, выпускающие уникальную продукцию. Так что было бы неплохо для обеих сторон скооперироваться и создать совместные предприятия, допустим, на базе особой экономической зоны "Алабуга", где машиностроительный кластер один из приоритетных. К тому же швейцарские компании уже кооперируются с российскими, например, сообща создали в Подмосковье цементное производство мощностью 3,5 млн. тонн этого дефицитного стройматериала в год. А еще предоставили 500 млн. швейцарских франков (крепкой, стабильной валюты) на модернизацию других цементных заводов. Поэтому деловой саммит – хорошая площадка для прямых двусторонних контактов между бизнесменами.
Кроме того, было бы неразумно не использовать возможности одного из ведущих мировых финансовых центров. По словам генерального директора Русского коммерческого банка Ltd. (в Цюрихе) Николая Аношко, в Швейцарии 356 кредитных организаций, из них 209 – местные, которые обеспечивают 15 процентов внутреннего валового продукта и более 10 процентов всех налоговых поступлений, хотя доля занятости в данном секторе экономики составляет лишь пять процентов. Финансовые институты страны управляют третьей частью всего частного капитала мира (свыше 6 трлн. швейцарских франков), причем львиная часть этих средств принадлежит иностранным вкладчикам. Около 40 процентов мировой недвижимости также управляется швейцарскими банками.
Вместе с тем они заметно влияют на экономическую ситуацию в России. Например, один из ведущих и старейших в мире банков Credit Suisse (недавно отметивший 150-летний юбилей) рискнул прийти на наш рынок в кризисный 1991 год и первым среди западных финансовых организаций получил лицензию на работу с российскими ценными бумагами. И пользу принес немалую, скажем, принял участие в увеличении уставного капитала Сбербанка, "Газпрома", "Лукойла", "Альфа"-банка. Сейчас Credit Suisse имеет филиалы в Москве, Санкт-Петербурге, Алма-Ате. В настоящее время Россия по темпам роста экономики уступает лишь Китаю и Индии, и такая тенденция сохранится в ближайшие годы. А экономика Татарстана развивается даже быстрее, чем в целом в стране, поэтому для внешних банковских структур наш рынок сулит немалую выгоду.
Тому подтверждение – 12-летний опыт работы в республике московского банка "Зенит", первый заместитель председателя правления которого Татьяна Шишкина на языке цифр старалась убедить швейцарских банкиров в инвестиционной привлекательности Татарстана. Она констатировала, что в 2005 году "Зенит" направил в финансовый сектор республики крупные инвестиции, выкупив у "Татнефти" контрольный пакет акций банка "Девон-Кредит", тем самым создав банковскую группу, которая в текущем году расширилась за счет некоторых других региональных кредитных организаций. В итоге собственный капитал группы в первом полугодии составил 675 млн. долларов, а стоимость активов превысила 5,5 млрд. долларов, что позволило банку войти в двадцатку крупнейших финансовых институтов страны.
Группа участвует во многих значимых для республики проектах: выводит "Татнефть" на международные рынки заимствований, более 300 млн. рублей направляет на реализацию государственной программы по развитию малых нефтяных компаний, выступает в качестве финансового консультанта строительства Нижнекамского комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов…
В Татарстане выполняются многие крупномасштабные жилищные, дорожные и прочие проекты. Так что республике необходимо пополнять свой инвестиционный портфель. На последнем заседании Государственного Совета РФ Президент Владимир Путин говорил о важности представлять регионы потенциальным инвесторам. И презентация Татарстана на прошедшем российско-швейцарском деловом форуме, по утверждению специалистов, удалась.