Кадровая проблема заявляет о себе в полный голос

Кадровый “голод” остается пока одним из сдерживающих факторов развития экономики Татарстана, набирающей бурные темпы.

Автор статьи: Ирина СИМОНОВА

Кадровый “голод” остается пока одним из сдерживающих факторов развития экономики Татарстана, набирающей бурные темпы. Однако речь идет не только о количестве рабочей силы.


Качество профессиональной подготовки специалистов, пополняющих как новые, так и давно работающие производства, – вот проблема, которая в последнее время обсуждается на всех уровнях государственной и муниципальной власти республики. Заняться решением в кратчайшие сроки этой и других задач, в частности по размещению трудовых ресурсов на территории Татарстана, предстоит Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ. Напомним: в соответствии с указом Президента РТ оно было образовано на базе двух республиканских министерств – труда и занятости и социальной защиты – в июне этого года.


О ближайших планах работы новой структуры мы попросили рассказать министра труда, занятости и социальной защиты Айрата Шафигуллина.


– Айрат Радинович, в связи с реорганизацией новому министерству, помимо прежних функций, добавлен ряд новых, в том числе “образовательная”. С чем это связано?


– Что касается вообще новых функций, то они во многом связаны с задачами, лежащими в основе некоторых национальных проектов. Прежде всего это проблемы демографии, занятости и повышения благосостоянии населения. Одна из основных наших задач – это развитие частно-государственного партнерства в социальной сфере, что позволит повысить в том числе эффективность оказываемых в ней услуг.


Плюс к этому министерство будет выполнять и образовательную функцию, то есть обучать и переподготавливать специалистов для нужд различных отраслей экономики Татарстана, в том числе и в системе начального профессионального образования, а также формировать государственный заказ на подготовку рабочих кадров.


Система профтехобразования сейчас переживает период реформирования. Одно из этих новшеств заключается в том, что министерству с 1 сентября этого года передаются 95 профессионально-технических училищ и лицеев, а также 10 техникумов. Кроме того, вы знаете, поскольку ваша газета широко освещает эту тему, что сейчас в республике в связи с выходом федерального закона о всеобщем обязательном среднем образовании принято решение не принимать в профессионально-технические училища выпускников девятых классов. Сейчас перед центрами занятости нашего министерства и органами образования стоит оперативная задача – вернуть девятиклассников в школы.


– Вы считаете это правильным решением?


-На мой взгляд, да, ведь, где как не в школе, можно получить качественное среднее образование? Хотя в своем прежнем формате ПТУ несли колоссальную социальную нагрузку, я убежден, что все-таки в данном случае смешения функций быть не должно. Сейчас у профтехобразования республики своя, не менее важная задача – гибко и мобильно реагировать на потребности рынка труда в рабочих профессиях и качественно готовить востребованных внутри него специалистов.


– Вашему министерству предстоит заняться формированием государственного заказа на подготовку кадров. В чем конкретно заключается данная работа?


– Как я уже говорил, это новое направление. Раньше Министерство труда и занятости не занималось напрямую формированием государственного заказа на подготовку кадров, в основном оно вело подготовку и переподготовку специалистов. Ситуация изменилась, потому что сегодня в республике разрабатывается программа размещения производительных сил, и ее составной частью является, соответственно, размещение трудовых ресурсов. Вы понимаете, что речь идет не только о том, чтобы где-то построить заводы и поставить станки? Прежде всего это касается повседневных условий, в которых на этих территориях уже живут и работают или будут жить, учиться и работать люди. В связи с этим нужно решить, например, такой вопрос: каким профессиям нужно обучить людей, чтобы затем предоставить им работу, которая окупила бы впоследствии все затраты – и государства, и заказчика-работодателя, да и самого гражданина, если он обучался за собственные средства. Приведу пример: сегодня в Нижнекамске строится завод, значит, в ближайшее время здесь понадобится больше рабочих строительных специальностей. Но завершится строительство, и если не появятся новые инвестиционные проекты, востребованными окажутся рабочие профессий химической промышленности.


Добавлю, что и на селе, где в последнее время активно внедряются малозатратные технологии, складывается такая же ситуация. Например, на мегафермах уже не востребованы, как прежде, сотни доярок, бывает достаточно и двух-трех. Но чтобы занять высвобождающихся работников, нужно их переобучить, причем очень быстро, особенно если речь идет не о школьниках, а о взрослом населении.


Наша обязанность – заранее знать, где и какие будут производства, какие предполагаются инвестиции, совместить эту информацию с данными по демографической ситуации – сколько детей и в каком году выйдут из школы, сколько человек уйдут на пенсию, затем обработать эти сведения, сделать их комплексный анализ. И формировать государственный заказ по каждому периоду на определенные профессии и на определенных территориях, основываясь на полученных результатах. Зато на первый план выходят другие проблемы. Там, где появляются новые производства, нужно строить дороги, жилье, развивать транспортные коммуникации, ведь не исключено, что люди будут работать, например, вахтовым методом.


– В последнее время в строительной отрасли, наблюдается “засилье” иностранных рабочих. Всегда ли здесь оправданы действия работодателей?


– Не только я как министр, в целом Правительство республики заинтересовано в том, чтобы обеспечить достойной работой и заработной платой прежде всего жителей республики. На это и направлены все проводимые реформы. Другое дело, что в республику поступает много инвестиций, и инвесторы иногда идут по пути наименьшего сопротивления – привлекают иностранную рабочую силу. Мы, как и во всем мире, не можем пока от нее отказаться, но ситуация должна определенными квотами регулироваться в пользу татарстанцев. Только в том случае, если у нас не хватает собственных рабочих рук, имеется избыток низкооплачиваемой работы или в республике полностью отсутствуют специалисты высокой квалификации в той или иной области, можно разрешить привлечение иностранных рабочих. Допустим, в ту же строительную сферу, куда наши граждане идут работать крайне неохотно даже за большие деньги. Их, в общем-то, можно понять – не все способны выдержать жесткий ритм и требования современной стройки.


– Айрат Радинович, какова на сегодня в республике ситуация с безработицей?


– Приведу несколько цифр. По сравнению с январем-июнем прошлого года численность граждан, обратившихся в центры занятости населения в поисках работы или за консультацией, сократилась на семь процентов. На начало июля этого года уровень регистрируемой безработицы составил по республике 1,08 процента от численности экономически активного населения Татарстана. Сохраняется дифференциация регионов по уровню безработицы: максимального значения он достигает, например, в Бавлинском и Спасском районах, минимального – в Кайбицком, Апастовском, Пестречинском и Буинском районах.


Если говорить о составе безработных, то, как ни печально, самый большой процент – 71, это женщины, 24 процента – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, 20 процентов безработных проживают в сельской местности, 16 процентов – люди с высшим образованием. Вот почему необходимо в кратчайшие сроки решить поставленные перед министерством задачи, о которых мы говорили. От этого зависит не только снижение уровня официальной безработицы, но в конечном счете благополучие каждого жителя республики.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще