Вопросы организации государственного финансового контроля на протяжении столетий играют важнейшую роль в исторических преобразованиях России. Только в советский период почти на семь десятков лет из обихода исчезло такое понятие, как “казначейство”, а его функции были в основном переданы Госбанку. Отправной же точкой становления казначейства в новой России следует считать 8 декабря 1992 года. Именно в этот день был издан Указ Президента РФ “О Федеральном казначействе”.
Татарстанская “команда” на хорошем счету
Татарстан вошел в структуру Федерального казначейства в 2001 году. На церемонии открытия его управления в Казани министр финансов России Алексей Кудрин сказал: “По сути, открытием восьмидесяти девяти территориальных управлений мы завершили формирование единой системы казначейства в России, которая позволит емко и быстро решить многие вопросы во взаимодействии федеральных и местных органов власти”. С тех пор Управление Федерального казначейства в республике возглавляет Марат Зарипов.
Работа по созданию структур этого управления в городах и районах Татарстана развернулась стремительно. Буквально за несколько месяцев были открыты 44 отделения, а в течение шести лет построено десять зданий, соответствующих всем требованиям работы казначейства. В этом году планируется ввести в эксплуатацию еще восемь. По словам Марата Зарипова, проделать такой огромный объем работы стало возможным благодаря деятельной поддержке Правительства Татарстана и личному контролю Премьер-министра Рустама Минниханова.
Сегодня в подразделениях татарстанского Управления Федерального казначейства трудятся 1115 человек, средний возраст которых не превышает 35 лет. Оставаться на хорошем счету молодой команде с ее 34-летним руководителем позволяет качественная работа. А объемы ее велики, управление является одним из самых крупных в России. Так, за прошедший год на счетах казначейства было собрано 217 млрд. рублей, из которых 13 млрд. было возвращено плательщикам бюджета.
Что касается первого полугодия 2007 года, то в бюджетную систему России по РТ было зачислено доходов на сумму 101 млрд. рублей. Из них 48,3 млрд. (47,8%) перечислено в федеральный, 30,1 млрд. (29,8%) – в республиканский бюджеты. Еще 9,1 млрд. (9%) – в местные бюджеты, и 13,5 млрд. рублей (13,4%) – в социальные внебюджетные фонды. Свою плодотворную работу управление не афиширует. “Мы все в одной команде нашей республики, а главным критерием для нас является отсутствие нареканий на деятельность управления. Нет жалоб со стороны получателей бюджета – значит, работаем хорошо”, – говорит Марат Зарипов.
Дисциплинированные финансы
В декабре Федеральное казначейство отметит свое 15-летие. Это значимая дата, и не только для людей, занятых в данной системе. Ведь если хотя бы на один день остановится деятельность Федерального казначейства, будет парализована работа сотен тысяч бюджетных учреждений России. Например, не получат зарплату сотрудники, а студенты – стипендию. То есть речь идет об интересах миллионов наших сограждан. Но многие ли представляют суть и характер работы казначейства, его региональных управлений?
Вот и на мои вопросы Марат Ривгатович старался отвечать предельно ясно и доступно.
– Мы как один из органов исполнительной власти являемся составной частью бюджетного процесса. Законодатель определяет направления расходов, главные распорядители средств – скажем, министерства – занимаются финансированием, а мы участвуем в исполнении бюджета, непосредственно осуществляя кассовые расходы. Можно сказать, казначейство является своеобразным банком для получателей средств федерального бюджета. В нашем случае – для учреждений, ведомств и организаций республики, которые относятся к бюджетной сфере России. На территории Татарстана сегодня находятся 642 распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Основные задачи нашего управления – без задержки направить положенные им средства и предотвратить их нецелевое использование.
Что касается основного принципа работы казначейства, то это единство кассы. На одном счете собираются все деньги государства, и с него уже осуществляется расходование. Это грамотный подход. Раньше было иначе: деньги поступали на счета бюджетополучателей и могли лежать там по году, по полгода, а расходоваться по принципу “потрачу, когда захочу”. Эта ситуация создавала неравномерное исполнение бюджета. Теперь все очень жестко. Москва, условно говоря, “отпускает” нам деньги только по заявленным бюджетополучателем расходам.
Поинтересовалась я и новым направлением работы казначейства, связанным с регистрацией государственных контрактов.
– Да, бюджетополучатель проводит конкурс и в соответствии с законом заключает контракт на оказание услуг или поставку товаров, а затем обязан его зарегистрировать у нас в казначействе, – пояснил Марат Зарипов. – Мы размещаем сведения о нем на официальном интернет-сайте и затем отслеживаем контракт до полного исполнения. На сегодня по Татарстану зарегистрировано около четырех с половиной тысяч таких контрактов.
Для чего это нужно? Чтобы при формировании бюджета видеть, какие у государства остаются в данном случае обязательства. Дело новое, и не все бюджетополучатели оказались к нему готовы. Нам пришлось возвращать чуть ли не восемьдесят процентов сведений о контрактах, так как они не были должным образом оформлены. Видя такую проблему, решили, что в этом году “карательными” мерами заниматься не будем. Но уже недалек тот день, когда спрос станет жестким – пока контракт не пройдет соответствующую регистрацию, денег никто не получит.
Мой собеседник коснулся и такого важного направления работы казначейства, как судебная практика. Ведь основой любого правового государства является исполнение закона.
– Какое-то время назад, – сказал Марат Ривгатович, – в целом по России сложилась такая ситуация, что решения арбитражных судов по искам, обращенным на взыскание средств бюджетов РФ, не исполнялись месяцами и даже годами. Но сегодня Бюджетным кодексом установлена четкая система: если бюджетное учреждение не выполняет в определенные сроки своих обязательств по исполнительному листу, казначейство имеет право полностью заблокировать его счета.
Нужно признать, что эта мера оказалась весьма действенной. В первом полугодии этого года в наше управление поступило более 170 исполнительных документов на общую сумму 28 млн. рублей, из них полностью или частично исполнено 109 документов на сумму 17,5 млн. рублей. Отмечу, что по Татарстану эти цифры невелики, но они говорят о финансовой дисциплинированности наших бюджетополучателей.
Что касается других новшеств, то скоро весь документооборот в Федеральном казначействе будет происходить в электронном виде. Это существенно сэкономит время и деньги как нам, так и бюджетополучателям. Правда, не все они с энтузиазмом восприняли новшество, но придется отвыкать работать по старинке, с бумагами, – это уже вчерашний день. Подводя итоги нашему разговору, хотел бы сказать о том, что сегодня в целом казначейская система обеспечивает прозрачность бюджетного процесса на этапе его исполнения.