Аэропорты республики приводят инвесторов в шок

Представьте себе ситуацию.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Представьте себе ситуацию. Крупный зарубежный инвестор готов заключить, к примеру, с КамАЗом взаимовыгодные соглашения. И вот представители иностранного партнера летят на деловые переговоры в Набережные Челны. Однако на камский автогигант не попадают. Вы спросите, почему?..


Сначала они испытывают шок при полете в устаревшем летательном аппарате, интерьер которого и близко не соответствует цивилизованному уровню. Потом их приводит в недоумение состояние аэропорта “Бегишево” (особенно его “застойного” аэровокзала). А когда им предлагают воспользоваться для проезда в город полуразвалившейся “Газелью” (в принципе, регулярное транспортное сообщение между этим аэропортом и Челнами отсутствует вообще), иностранцы приходят к выводу, что с регионом, не имеющим нормального аэропортного хозяйства, сотрудничать не стоит. А между тем зона “бегишевского” обслуживания охватывает свыше 70 процентов экономического потенциала Татарстана и 1,3 млн. жителей республики.


Примерно такую картину нарисовали мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков и генеральный директор ОАО “КамАЗ” Сергей Когогин на прошедшем во вторник в Кабинете Министров совещании, посвященном авиационным пассажирским перевозкам. Открывая его, Премьер-министр Рустам Минниханов констатировал, что в современных условиях авиатранспорт является индикатором инвестиционной привлекательности территории. А татарстанские аэропорты “Казань”, “Бегишево” и “Бугульма” весьма далеки от совершенства: сервис и антураж “совковые” (за исключением казанского бизнес-терминала), оборудование и авиапарк старые.


– Между тем для развития Татарстана каждый из этих аэропортов имеет судьбоносное значение, – считает Рустам Минниханов. – И чтобы не было стыдно принимать в них отечественных и зарубежных бизнесменов, желающих сотрудничать с нашими предприятиями, придется основательно поработать над улучшением качества обслуживания пассажиров и обновлением авиапарка. Пока аэропорты находятся в таком состоянии, я сильно сомневаюсь, что инвестиции в республику потекут рекой.


Вице-премьер – министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Швецов справедливости ради отметил, что в последние годы все-таки немало сделано для обновления международного аэропорта Казань (МАК). Например, к 1000-летию столицы Татарстана было выделено 300 млн. рублей на строительство грузового перрона, построен упомянутый бизнес-терминал, отремонтированы некоторые помещения и так далее. Но это – капля в море, требуются кардинальные решения. А именно – полная реконструкция аэровокзала, проект которой лежит на полке с 2000 года, модернизация пассажирского перрона, удлинение взлетно-посадочной полосы. В связи с чем министр посетовал: мол, не хватает административного ресурса для того, чтобы убедить руководство Министерства экономического развития и торговли РФ включить финансирование определенной части работ в федеральную адресную инвестиционную программу.


Существует и масса других проблем. Допустим, в МАК сегодня работают 45 пограничников, хотя по штату предусмотрено 120. Ощущается потребность и в других специалистах. Но профессионалы не спешат идти работать на среднемесячную зарплату в восемь тысяч рублей. Кроме того, авиапредприятия из-за недостатка оборотных средств не могут закупать новое технологическое оборудование, спецтехнику для обслуживания аэродромов, вовремя производить ремонт воздушных судов, что ведет к задержкам авиарейсов…


Перечислять все “болячки” татарстанских аэропортов можно долго. Путь к “излечению” этих предприятий лежит прежде всего через крепкого инвестора. Как сообщил Рустам Минниханов, в течение недели Министерство земельных и имущественных отношений должно подготовить документы по передаче аэропорта “Бегишево” в руки КамАЗа, “Татнефти” и “Нежнекамскнефтехима”. Руководство этих компаний еще год назад выступило с предложением инвестировать данный бизнес, понимая, что иначе может потерять часть деловых партнеров. Стратегическим инвестором аэропорта “Бугульма” в прошлом году стал холдинг “Ак Барс”. Что касается МАК, то, по словам Премьер-министра, в ближайшее время будет объявлен конкурс по выбору стратегического партнера этого авиапредприятия. И уже есть претенденты – тот же “Ак Барс” плюс несколько федеральных и европейских компаний.


– Но вопрос не только в том, чтобы дать денег и за счет этого привести в порядок авиатранспортную инфраструктуру. Необходимо изменить саму идеологию управления аэропортом, который должен работать как “муравейник” – в единой системе аэропортов мира, – подчеркнул глава Правительства.


На совещании, в котором также участвовал руководитель Аппарата Президента РТ Юрий Камалтынов, неоднократно высказывались предложения о необходимости демонополизации в нашей республике авиатранспортного рынка, на котором сегодня присутствует лишь один перевозчик – авиакомпания “Татарстан”. А отсутствие конкуренции в данной отрасли отнюдь не способствует ее развитию и причиняет неудобства пассажирам.


Владимир Швецов сообщил, что заявки на выдачу дополнительных слотов в аэропорту “Казань” поступают от многих авиаперевозчиков. Однако они получают отказ. В результате чего только за этот летний сезон уже упущено 849 авиарейсов. Директор МАК Петр Трубаев дополнил министра: “За полгода аэропорты нашей республики обслужили 310 тысяч пассажиров. Хотя это почти на 35 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, другие авиапредприятия, к примеру, Уфы, перевезли за полгода свыше 500 тысяч, а Самары – 557 тысяч человек. Мы существенно отстаем от них, потому что на наш рынок не допускаются другие авиакомпании”.


“Каждый защищает себя как может”, – так отреагировал на высказанные замечания генеральный директор авиакомпании “Татарстан” Магомед Закаржаев. А в качестве позитивного факта добавил, что в конце июля авиапредприятие должно получить уже купленные канадские ближнемагистральные самолеты CRJ-900 (правда, возникла проблема с их сертификацией), которые должны прийти на смену морально и физически устаревшим воздушным судам Ту-134 и Як-42. До 2011 года планируется приобрести около 20 лайнеров зарубежного производства и казанские среднемагистральные самолеты Ту-214.


В завершение совещания представители некоторых авиакомпаний, которые не прочь закрепиться на татарстанском рынке (например, тюменская “ЮТэйр”, калининградская “КД-авиа”), устроили презентацию своих предприятий. И Рустам Минниханов, впечатленный их успехами, сказал, что сотрудничать с передовыми авиаперевозчиками мы, конечно же, будем.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще