Елабужский автомобильный завод намерен стать крупнейшим производителем тракторов в России. Сейчас он уже входит в первую тройку, выпуская универсально-пропашные трактора “Беларус” и спецтехнику на их базе. Спрос потребовал увеличения производственных мощностей, и сборочная линия переехала в отдельный цех. К 2010 году здесь планируют собирать до 7 тысяч тракторов и дорожно-строительной, коммунальной спецтехники в год.
Белорусские трактора на ЕлАЗе собирают уже пять лет. Минский тракторный, который строили всей страной в тяжелейшие послевоенные годы, теперь находится за границей. Однако рынок сбыта по преимуществу остался прежним – постсоветское пространство. В прошлом году все заводы бывшего Советского Союза произвели 62 тысячи тракторов, доля МТЗ в этом объеме львиная – более 50 тысяч. Заместитель генерального директора производственного объединения “Минский тракторный завод” Петр Пархомчик, прибывший на торжественную церемонию открытия нового корпуса, отметил, что МТЗ проводит большую целенаправленную работу по продвижению своей техники. Сборочные производства, такие, как в Елабуге, созданы в Казахстане, на Украине, в Азербайджане, а также в странах дальнего зарубежья – в Польше, Египте, Пакистане, Эфиопии.
ЕлАЗ – единственный производитель этих тракторов в России и крупнейший по объемам партнер МТЗ. Увеличение на треть производственных площадей позволит собирать еще больше тракторов: план на нынешний год – 4 тысячи (для сравнения, в 2006 году было выпущено 1800 единиц техники). Кстати, открытие корпуса приурочили к сходу с конвейера пятитысячного, собранного в Елабуге трактора и тысячной единицы спецтехники. Юбилейный трактор останется в Татарстане и будет продан одному из местных фермеров, сообщил генеральный директор ЕлАЗа Равиль Зарипов. По его словам, проблем со сбытом техники нет. Создана современная система продаж, схожая с системой реализации автомобилей, она включает предпродажную подготовку, сервисное обслуживание, обеспечение запасными частями. Собственный продукт ЕлАЗа – экскаваторы-погрузчики, бульдозеры и коммунальные машины на базе минских тракторов продаются через дилеров в 17 регионах страны и в Казахстане.
Сейчас МТЗ для ЕлАЗа стратегический партнер, это утверждение справедливо и в обратном отношении. Более того, два завода стали зависимыми друг от друга. Елабужский автозавод освоил один из основных узлов белорусского трактора – гидроподъемник, и обеспечивает потребности МТЗ в нем на 100 процентов. Так что без продукции ЕлАЗа конвейер минского завода работать не сможет.
В ближайшие дни в Елабугу из Минска поступят образцы новой модели трактора “Беларус 82-П”, это базовая модель под сборку дорожной и коммунальной техники.
В перспективе – выпуск тракторов в комплексе с агрегатами, необходимыми для обработки почвы, уборки урожая, заготовки кормов, известил Равиль Зарипов. Недавно состоялось подписание договора с немецкой компанией “Ломма” о создании совместного предприятия по производству агрегатов для обработки почвы и уборки урожая, адаптированных к белорусским и российским тракторам. Оно будет запущено в 2008 году.