В Набережных Челнах прошел международный семинар-совещание “Перспективы развития автомобильного кластера в Республике Татарстан”, в котором принял участие Премьер-министр Рустам Минниханов.
Посетив ряд промышленных площадок на КамАЗе, индустриальный парк “Мастер”, ОАО “ЗМА” “Северсталь-авто”, участники семинара, разбившись на две группы – по числу компаний, составляющих ядро кластера, обсудили практические аспекты создания производств автокомпонентов в формате “круглого стола”. Обменом мнениями раздельно дирижировали заместитель генерального директора КамАЗа по стратегическому развитию Ильдар Урманов и генеральный директор “Северсталь-авто – Елабуга” Адиль Ширинов.
Хозяева не скрывали своей заинтересованности в сотрудничестве как с ведущими зарубежными производителями автокомпонентов, так и с отечественными предпринимателями. Мы – не альтруисты, создаем конкурентную среду, чтобы сбивать цены на комплектующие, заявил без обиняков Ильдар Урманов.
“Цель нашего приезда – создать совместное с российскими партнерами предприятие, с удовольствием поддержим ваши ноу-хау”, – раскрыл свои карты генеральный директор немецкой фирмы Weigl Франц-Йозеф Вайгль. “До приезда сюда даже не знал, где находится Татарстан, но марка КамАЗа широко известна во всем мире, победители “Дакара” не могут выпускать плохие автомобили”, – вторил коллеге представитель итальянской фирмы Marsilli Джампьеро Пари.
Автомобильный кластер в республике способен вывести отрасль на качественно новый уровень, как это было в Корее, Китае. Иностранные бизнесмены, не ограничиваясь только выпуском продукции для российского рынка, готовы также закупать изделия металлургического комплекса КамАЗа для автомобильных компаний своих стран.
Поднимались на “круглых столах” и проблемы, с которыми сталкиваются отечественные товаропроизводители, приходя на рынок автокомпонентов. Низкая рентабельность комплектующих, заметил технический директор ЕлАЗа Рашит Салихов, не позволяет рассчитаться (даже с использованием современных
финансовых механизмов, например, лизинга) за приобретенные оборудование, технологии. А тем более думать о повышении зарплаты персоналу. Обвинять в этом одни только автозаводы глупо: им тоже надо развиваться. Решение Правительства страны привлекать иностранных инвесторов правильное, но не следует на нем зацикливаться. Должны быть созданы нормальный инвестиционный климат, нормальная конкуренция, заключил менеджер. Эту тему углубил выступивший на пленарном заседании член совета директоров Александр Таркаев: “Через год-два те отечественные производители автокомпонентов, которые не сумеют разделить затраты на НИОКР с потребителями, уйдут с рынка”.
Органичным завершением семинара стало пленарное заседание. На нем Рустам Минниханов подчеркнул особую роль в формировании автомобильного кластера КамАЗа и компании “Северсталь-авто”. Она успела зарекомендовать себя с лучшей стороны на “ЗМА”, стала резидентом №1 в особой экономической зоне “Алабуга”. Подтягиваются и татарстанские производители комплектующих: образцы изделий на развернутой в фойе Дворца культуры КамАЗа выставке кустарными уже не назовешь – прогресс за последние два-три года налицо. Нарастающая в республике концентрация автосборочных производств создает хорошие предпосылки для прихода сюда бизнеса автокомпонентов. Располагая ресурсной базой (промышленность полимеров развивается в РТ стремительными темпами), имея под боком потребителей комплектующих, не воспользоваться этим было бы неправильно, заявил Рустам Минниханов. И я, как представитель государственной власти, гарантирую, что наши совместные проекты будут обеспечены сырьем в необходимых объемах. Мы создадим режим наибольшего благоприятствования для бизнеса. И приглашаем всех к взаимовыгодному сотрудничеству.
С докладом, раскрывающим накопленный республикой экономический потенциал, который может и должен быть востребован для модернизации автомобилестроительной отрасли, выступил министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества Хафиз Салихов. Трамплином для рывка становятся и успехи КамАЗа. В 2004 году автогигант принял программу стратегического развития “МАСТЕР – 270”, предусматривающую удвоение доходов (для чего надо собирать не менее 51 тысячи грузовиков в год), достижение рентабельности производства в 7 процентов, отсутствие просроченной задолженности к 2010 году. Есть все основания полагать, доложил генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, что автозавод реализует ее досрочно – уже в нынешнем году.
Следующий этап – создание конкурентоспособной компании в долгосрочной перспективе. Для этого начата работа по полному перепроектированию ее производственного комплекса, что высвободит половину используемых сегодня площадей, а парк оборудования уменьшится в десятки раз. В 6-8 раз возрастет производительность труда, номенклатура изготавливаемых на самом КамАЗе комплектующих сократится на 70 процентов.
Ко всем поставщикам предъявляется стандартный набор требований. Первый их уровень – это мировые бренды, в частности германский концерн “Цанрад Фабрик” и американская корпорация “Камминз”. С ними уже созданы совместные предприятия, а с немцами полмесяца назад подписано дополнительное соглашение, по которому они значительно расширяют модельный ряд и в 10 раз увеличивают масштабы производства коробок перемены передач в ООО “ZF KAMA”. К концу 2010 года КамАЗ намерен ликвидировать собственное производство таких коробок, сделал сенсационное сообщение С.Когогин.
Выступивший на семинаре генеральный директор “Северсталь-авто” Вадим Швецов обрисовал контуры инвестиционной политики компании. Выбор ею Татарстана продиктован, во-первых, уникальным с точки зрения логистики географическим местоположением республики. В радиусе 400 километров от Набережных Челнов сосредоточено 85 процентов производственных мощностей российского автопрома. Во-вторых, большие возможности для локализации производства иномарок (цель – через пять лет довести ее уровень до 50 процентов при выпуске 177 тысяч автомобилей в год) предоставляет большой индустриальный потенциал самой республики. Поставщики автокомпонентов второго и третьего уровня будут с местной “пропиской”. К тому же Челны – один из самых молодых городов в стране, соответственно ситуация с трудовыми ресурсами здесь не столь напряженная.
Очень рады появлению в республике автомобильного кластера, судя по выступлению генерального директора ОАО “Нижнекамскнефтехим” Владимира Бусыгина, и производители полимеров, рассчитывая, что он станет локомотивом также для их отрасли. Как это произошло в бывшей ГДР. О принципах функционирования кластера “Аутомотивы Тюрингии” рассказал на семинаре начальник отдела внешних связей Агентства по экономическому развитию Тюрингии Ханс-Йорг Хоффманн. Зарубежный опыт производства автокомпонентов с поправкой на особенности российского рынка может быть весьма полезным, доказал на собственном примере генеральный директор “Сименс ФДО Аутомотив” Дмитрий Азаров.
Желающих выступить на семинаре было столько, что из-за недостатка времени слово получили не все. Но на май запланирована расширенная коллегия Министерства экономики и промышленности РТ, посвященная развитию машиностроительного комплекса республики. На этой коллегии обсуждение темы автомобильного кластера продолжится, успокоил руководителей, которым “не повезло”, Рустам Минниханов.