Справка “РТ”. Признание ООО “Фосфорос” отечественными потребителями подтверждается российскими наградами за качество продукции: 2004 г. – лауреат выставки “Ленэкспо”; 2004 г. – диплом II степени и серебряная медаль 6-й российской агропромышленной выставки “Золотая осень”; 2004 г. – категория “Надежный поставщик” ОАО “Нижнекамскшина”, лидера отечественной шинной промышленности и одного из основных потребителей.
Предприятие сотрудничает с такими известными в своих областях компаниями, как “Нижнекамскшина”, “Татнефтьнефтехимснаб”, “НИИнефтепромхим”, “Казаньоргсинтез”, “Кварт”, ” Сибур”, “Химпром”, “Белшина” (Беларусь), “Днепрошина” (Украина), “Экобиошунгит” (Казахстан) и многими другими.
Сегодня Россия является одним из крупнейших производителей шин и резинотехнических изделий в мире и, следовательно, очень активным потребителем специальных химических материалов. А одним из известных в стране и в мире предприятий по производству шин является ОАО “Нижнекамскшина” – здесь выпускается без малого треть общероссийского объема автопокрышек.
Традиционно к качеству автошин предъявляется целый список требований. И основное из них – безопасность при эксплуатации. Соответственно, высоки требования к сырью и использованию технологий, конфигурации протектора, сборке “автообувки”. Десятилетиями нарабатывавшие оригинальную рецептуру и, соответственно, авторитет в области шинопроизводства фирмы сегодня зарабатывают уже не только на производстве автопокрышек, но и на продаже своих уникальных рецептов. Дело в том, что наряду с разработкой собственных составов резины порой целесообразно еще и приобретать лучшие ее рецептуры у ведущих производителей. Один раз раскошелься, а потом производи лучшие в мире шины. Однако есть в этом еще одна хитрость. Компоненты для производства прекрасной авторезины придется покупать. Выходит, купил, например, итальянский рецепт, так и ингредиенты придется приобретать за рубежом. Шины получаются “золотые”. Выход один – попытаться заменить заграничные составляющие на наши, экономически более выгодные. Российские, а еще лучше – татарстанские.
Например, несколько лет назад “Нижнекамскшина” приобрела у всемирно известной фирмы “Пирелли” лицензию на изготовление покрышек по ее оригинальной рецептуре. И вот тут-то вопрос о дороговизне ингредиентов встал “во всей красе”. К разработке не худших по качеству, но более дешевых заменителей предприятие пригласило сотрудников казанского ООО “Фосфорос”. И, как выяснилось, не ошиблось в выборе. Уникальные разработки этого предприятия (аналогов им в России пока нет) помогли добиться не только существенного экономического эффекта, но и улучшить технологические свойства резиновых смесей и, как следствие, качество шин.
Результатом плодотворного совместного сотрудничества стало выдвижение работы “Разработка и освоение качественно новых материалов для усовершенствования технологии производства конкурентоспособных радиальных шин в ОАО “Нижнекамскшина” на соискание Государственной премии Татарстана в области науки и техники. В составе авторского коллектива – и сотрудники “Фосфороса”.
“Фосфорос” – татарстанским шинникам
С момента основания в 2000 году предприятие занимается разработкой и внедрением новых химических продуктов в нескольких сферах. Первая и основная, в которой фосфоросовцы добились наиболее ярких успехов, – сырье для шинников и производство других резино-технических изделий. Так, для шин и РТИ здесь разработали и внедрили несколько видов смол, в том числе и хорошо известный на российском шинном рынке пикар. По своим качествам пикар вполне соответствует сосновой канифоли, которая применяется для повышения клейкости. Причем одна часть “новорожденной” смолы заменяет три части канифоли.
Как известно, у канифоли есть целый ряд недостатков – сложности в подготовке, нетехнологичность применения, но главное – канифоль сосновая живичная (таково ее официальное название) – товар сезонный, а потому не слишком стабильный и очень дорогостоящий – до 65 тысяч рублей за тонну. К тому же, наверное, никому не стоит рассказывать о ценности хвойных лесов, которые по праву получили название “легких планеты”. Пожалуй, нигде так легко не дышится, как в сосновом лесу. А вспомним, какими варварскими методами по сей день добывают сосновую смолу и сколько леса при этом погибает… Говорят, при добыче одного килограмма живицы погибает одна сосна. Так что замена канифоли пикаром целесообразна и с экологической, и с экономической точек зрения. Не зря же, узнав о разработке столь ценного продукта, как пикар, партия зеленых – известный борец за экологию, поблагодарила “Фосфорос”.
Как отметил заведующий кафедрой химии и технологии переработки эластомеров КГТУ профессор Святослав Вольфсон, пикар повышает клейкость полуфабрикатов:
– Дело в том, что современная автомобильная шина сделана не из цельного куска резины, – говорит он. – Она представляет собой довольно сложную конструкцию из множества деталей, причем сделанных из разных резиновых смесей – в каких-то нужна большая пластичность, где-то на первый план выходит прочность. Так, состав протекторной части автопокрышки существенно отличается от состава боковин. А для того чтобы покрышка служила долго и надежно, все детали нужно накрепко “спаять” между собой, для этого и требуется повышенная клейкость составных частей. При применении пикара прочность изделий даже несколько выше, чем при использовании природной канифоли…
Кстати, на “Фосфоросе” разработан и прямой заменитель канифоли – смола Синтека, которая по своим качествам природному сырью не уступает, зато стоит в два раза дешевле.
Есть у пикара еще одно очень приятное качество – для его изготовления используется в том числе и продукция татарстанских предприятий.
– Совсем недавно нашим пикаром мы заменили для “Нижнекамскшины” канифоль почти на девяносто процентов, – говорит заместитель директора “Фосфороса” Марат Ильязов. – Сегодня наша разработка внедрена на всех ведущих предприятиях шинной отрасли. Правда, у некоторых производителей есть свои наработки на эту тему…
Однако, по словам начальника центральной заводской лаборатории “Нижнекамскшины” Елены Мохнаткиной, пикар по качеству выше. С этим согласны и другие специалисты этого предприятия.
– С пикаром у нас связана очень интересная история, – продолжает Марат Ильязов. – Дело в том, что от начала разработки продукта в августе до внедрения его в производство на “Нижнекамскшине” прошло всего два с половиной месяца. Как правило, на разработку требуется полгода-год, столько же на лабораторные испытания. До внедрения в производство два-три года нужно, а тут… Везение неслыханное, удача.
Кстати, совместно с “Нижнекамскшиной” разработан пластификатор – альтернатива дорогостоящему импортному сырью. Сегодня этот пластификатор омологирован (нам привычнее слово “сертифицирован”) фирмой “Пирелли”, на него уже есть заявки из ближнего зарубежья. А вот углеводородная смола пикар, которая повышает клейкость, проходит завершающий этап разрешительных испытаний в Италии.
Кадры решают многое
Сегодня “Фосфорос” – предприятие, занимающееся научно-исследовательской деятельностью, разработкой и внедрением сырья для шинной и резинотехнической промышленности, ветеринарных препаратов. Сфера его интересов настолько обширна, что на первый взгляд кажется: не под силу даже самому подготовленному коллективу заниматься всем сразу и – качественно.
– Еще Козьма Прутков заметил, что нельзя объять необъятное, а вы хотите охватить столько различных отраслей…
– Наше дело – придумать новую химическую технологию и претворить ее в жизнь, – возражает Марат Ильязов. – А для этого у нас потенциал есть – все инженерные работники имеют высшее образование, а пятеро – научную степень, несколько защищаются в этом году. И потом, мы привлекаем лучших специалистов из казанских вузов. Например, при разработке материалов для дорожной химии – модификаторов для битумов – в качестве консультанта-куратора проекта с “Фосфоросом” работает профессор наук Вадим Хозин из Казанской архитектурно-строительной академии. Сейчас полтора десятка российских предприятий проводят испытания новых модификаторов. С их помощью можно будет повысить прочность асфальтобетонного полотна, улучшить прочностные характеристики асфальтобетона.
По шинам мы пользуемся поддержкой кафедры полимеров КХТИ, плюс, конечно, сотрудников “Нижнекамскшины”.
В этом году возобновляем проект четырехлетней давности по внедрению озолакса – противостарителя пролонгированного действия взамен выпускаемого в Германии, Словакии, Китае антиоксиданта диафена. Уже сегодня озолакс в полтора раза дешевле импортного диафена. Только частичная замена диафена озолаксом принесет огромный экономический эффект.
Разрабатываем функциональные добавки на полимерных носителях – это еще одно любопытное направление. Есть добавки, которых на огромное количество будущей резины требуется граммов сто. И как такое мизерное количество равномерно распределить по всей массе? Самый разумный выход – “посадить” добавку на носитель, который нейтрален, то есть не испортит качество будущей продукции, а лишь поможет равномерному распределению добавки по всей массе. Мы такой носитель сегодня разрабатываем совместно с “Нижнекамскшиной”.
Дальше – нефтепромысловая химия. Мы не работаем напрямую с нефтяниками, наша цель – создание активных компонентов для ингибиторов коррозии, парафиноотложения, а также повышения нефтеотдачи пластов. В наших планах – производство фталиевого ангидрида, используемого в шинном и лакокрасочном производствах. Сегодня его хронически не хватает, ангидрид поставляют в Татарстан из Башкирии, Сибири.
В задумках – производство бензойной кислоты. Ведем создание собственного проектного подразделения.
Разработан фунгицидный препарат для сельского хозяйства. Новый, не имеющий пока аналогов в России и за рубежом препарат этасульфон, применяемый для профилактики и лечения респираторных и желудочно-кишечных заболеваний молодняка сельскохозяйственных животных, является единственным за последние пару десятков лет вновь синтезированным и зарегистрированным химиотерапевтическим средством.
– Вы так легко говорите о своих разработках, не запатентовав их…
– Наиболее охраноспособную с точки зрения защиты авторских прав часть наших изобретений мы патентуем, а некоторые оформлены в виде ноу-хау. К тому же мы регистрируем наши товарные знаки.
– Пожалуй, на реализацию всех этих планов у вас финансовых ресурсов и площадей не хватит…
– Существующих сегодня, конечно, не хватит. Но нас активно поддерживает банк “Казанский”, проект по созданию собственного производства фунгицидов на территории Татарстана подан на рассмотрение в Инвестиционно-венчурный фонд РТ. Определенные надежды возлагаем на создание “Химграда”. И потом, есть предложения по размещению производства в Чувашии, Марий Эл, Подмосковье. Предлагают сотрудничество Москва, Питер, Самара. Правда, мы ориентированы на работу в Татарстане.