Ругать жилищно-коммунальное хозяйство стало чуть ли не правилом хорошего тона. Проблем в этой отрасли, конечно, хватает. Еще бы – многие десятилетия она оставалась “придатком” советской экономики, существуя по большому счету сама по себе, поскольку государственные мужи на проблемы ЖКХ не обращали особого внимания (не царское это дело – заниматься канализацией или мусором).
По сути, лишь с наступлением XXI века стали приниматься реальные меры по реформированию ЖКХ. Но к тому моменту износ объектов жизнеобеспечения достиг критического уровня. И чтобы их “привести в чувство”, нужны многомиллиардные инвестиции и время. На встрече журналистов с руководителями наиболее успешных предприятий отрасли, прошедшей в канун профессионального праздника работников ЖКХ, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Олег Крутиков сообщил, что в Татарстане серьезных качественных изменений в данной сфере можно ожидать лет через пять. Однако только в том случае, если в техническое перевооружение ЖК-комплекса будет вложено около 30 миллиардов рублей. Но не все решают деньги – многое зависит от грамотного подхода к процессу преобразований.
На прошлой неделе в Москве состоялся восьмой по счету всероссийский форум ЖКХ “Стратегия. Перспективы. Инвестиции”. В рамках этого мероприятия значились не только обсуждение хода реализации федеральной целевой программы “Жилище” и обмен опытом работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, но и награждение победителей российского конкурса на звание лучшей организации в данной сфере, среди которых оказались 11 татарстанских. Руководители некоторых из них рассказали журналистам о том, как они выкарабкивались из кризисного состояния и какие проблемы еще предстоит решить.
К вопросу о живительной влаге
ЗАО “Челныводоканал” создано в 1996 году как подразделение КамАЗа. В обязанность этой структуры вменялось снабжение камской водой автозавода, в целом Набережных Челнов, а также Нижнекамска и юго-востока республики. И сегодня это предприятие, арендуя внутрикамазовские водопроводно-канализационные объекты, является дочерним подразделением челнинского автогиганта. По словам генерального директора “Челныводоканала” Уела Хусаинова, это предприятие сумело выбраться из “жилищно-коммунальной ямы” прежде всего благодаря тому, что оно придерживалось той эффективной системы управления, которая была выработана на КамАЗе усилиями лучших менеджеров страны.
В 2001 году “Челныводоканал” вынужденно взял на свой баланс водопроводно-канализационное хозяйство обанкротившегося муниципального Управления ремонта и эксплуатации инженерных коммуникаций Набережных Челнов (тепловые сети УРЭИК были переданы “Татэнерго”), которое являлось посредником в обеспечении автограда водой и теплом. В итоге за последние пять лет предприятие обновило 40 процентов (95 километров) городских водоводов. За этот период количество порывов в сетях снизилось почти в два раза (с 358 в 2002 году до 194 в 2006-м). И сегодня у челнинского водоканала (наряду с казанским) самые низкие в республике тарифы.
Очень серьезная проблема – снабжение водой юго-востока Татарстана. Эту функцию “Челныводоканал” выполняет совместно с аналогичным подразделением “Татнефти”.
– На протяжении последних четырех лет республиканская нефтяная компания пытается избавиться от этой непрофильной обязанности, то есть полностью передать ее нам, – констатирует Уел Хусаинов. – Однако 97 процентов (более 500 километров) тамошних водоводов крупного диаметра (600-1200 миллиметров) функционируют уже свыше 40 лет, то есть отслужили двойной срок эксплуатации. Чтобы восстановить водопроводную сеть от Челнов до Альметьевска, требуется один миллиард рублей, а для прокладки нового трубопровода – 2,5 миллиарда.
Генеральный директор ОАО “Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство” Нижнекамска Искандер Гиниятуллин добавил, что впервые в истории этого города капитальный ремонт пятикилометрового участка 37-летнего водовода был произведен лишь в 2002 году. Замена одного километра трубы крупного диаметра обходится в 12-14 миллионов рублей, поэтому быстро модернизировать все обветшалые водопроводно-канализационные коммуникации не получится.
Как утверждает Уел Хусаинов, ситуация с водным хозяйством на юго-востоке республики аварийно опасная. Поэтому следует решать проблему совместно с руководством “Татнефти”, властями здешних городов и Правительством республики. Дирекцию “Татнефти”, с одной стороны, понять можно: 40 лет компания занималась несвойственной ей функцией и теперь желает сосредоточиться исключительно на своем бизнесе. Но, с другой стороны, нельзя оставить догнивать колодец, из которого и сам пьешь.
– Власти Лениногорска и Бугульмы решили проблему по-своему – переключились на подземные источники воды, – говорит Уел Хусаинов. – Но, как оказалось, ее жесткость в два раза превышает санитарные нормативные показатели. В результате связанный с этим уровень заболеваемости тоже в два раза выше, чем в населенных пунктах, которые снабжаются речной водой.
Без инвестора не обойтись
Отношение иных организаций к предприятиям жилищно-коммунальной сферы типичное: первые сбрасывают на вторых ветхое жилье и старые инженерные коммуникации, причем, как правило, не выделяя средства на обновление данного фонда. Объединению “Татсельжилкомхоз”, подразделения которого оказывают ЖК-услуги 240 сельским населенным пунктам республики, досталось обветшалое наследство от сельхозпроизводителей и компании “Российские железные дороги”. Если в 2000 году в ведении “Татсельжилкомхоза” находились 293 котельные, то сейчас – 740.
По словам генерального директора этого предприятия – победителя всероссийского конкурса на звание лучшего в сфере ЖКХ за 2006 год Алмаза Ахметшина, в особенно тяжелом положении железнодорожники оставили, к примеру, крупный поселок Круглое Поле, что в Тукаевском районе. Местная котельная давно дышала на ладан, и почти каждая зима сопровождалась серьезными сбоями в отопительном хозяйстве поселения.
– Ведомственный теплоисточник практически вышел из строя, – рассказывает Алмаз Салимович. – И чтобы жителям Круглого Поля не дать замерзнуть этой зимой, в прошлом году мы в рекордно короткие сроки запустили новую модульную котельную, строительство которой обошлось нашему объединению в 30 миллионов рублей. Но еще нужно менять изношенные тепловоды. В ужасном состоянии водопроводно-канализационные сети поселка.
Как сообщил директор “Татсельжилкомхоза”, за последние пять лет государство направило на развитие сельского ЖКХ республики более миллиарда рублей. И в результате проведенной на селе реорганизации жилищно-коммунальных предприятий сегодня лишь единицы из них остаются убыточными. Руководство объединения работает над привлечением в отрасль инвесторов. Пока они не очень жалуют глубинку, однако первые ласточки уже есть.
– Те организации, которые останутся не выкупленными инвесторами, будем объединять в крупные акционерные общества – они более привлекательны с точки зрения вложения в них инвестиций и окупаемости средств, – говорит Алмаз Ахметшин.
В общем, даже у преуспевающих предприятий ЖКХ есть проблемы, корни которых уходят в не столь далекое прошлое. Но руководители, присутствовавшие на встрече с журналистами, настроены оптимистично – они считают, что нерешаемых задач не существует.