ЕлАЗ прорвался в лидеры

Прорыв – именно так оценивают на елабужском автомобильном заводе победу в тендере на поставку спецтехники для одного из крупнейших нефтедобытчиков России – компании “Сургутнефтегаз”.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Прорыв – именно так оценивают на елабужском автомобильном заводе победу в тендере на поставку спецтехники для одного из крупнейших нефтедобытчиков России – компании “Сургутнефтегаз”. В нынешнем году предстоит отправить в Сургут 16 подъемных агрегатов для ремонта и освоения нефтяных и газовых скважин. Первая машина уже ушла на испытания.


Это не единственное достижение. Нынче ЕлАЗу удалось получить заказы от всех крупнейших нефтедобывающих компаний страны: “Лукойла”, “Роснефти” (более двух третей от необходимого числа подъемных агрегатов), целиком будут обеспечены потребности “ТНК – ВР”. Это результат пятилетней работы по производству спецтехники для нефтяного комплекса, которая началась с сотрудничества с “Татнефтью”.


– Тендеры на первое полугодие дают основание считать, что мы вышли в лидеры по производству подъемных агрегатов среди основных девяти заводов страны, – говорит технический директор ЕлАЗа Рашит Салихов. – Мы занимаем вторую строчку в рейтинговой таблице после компании МБС (“Мобильные буровые системы”), которая объединяет Санкт-Петербургский, Кунгурский и Ишимбайский машиностроительные заводы, работающие на этом рынке уже по 15-20 лет. По итогам прошлого года ЕлАЗ выпустил треть всех произведенных в стране подъемных агрегатов. Теперь с уверенностью можно говорить, что елабужский завод сделал себе имя в производстве нефтяной спецтехники.


Сейчас завод выпускает целую линейку агрегатов грузоподъемностью 40, 50, 60, 80 и 100 тонн, а также цементировочные агрегаты. В прошедшем году производство увеличилось почти вдвое по сравнению с 2005 годом, было собрано наибольшее за все время количество подъемных агрегатов – 90. Очередное удвоение – задача на год нынешний.


Особенно радует елазовцев сотрудничество с “Сургутнефтегазом”. Эта серьезная компания добывает почти 90 миллионов тонн нефти в год, по объемам идет вслед за лидером – “Лукойлом”, а замыкает тройку “Роснефть”. С “Сургутнефтегазом” ЕлАЗ работает давно, но прежде сотрудничество ограничивалось небольшими поставками запасных частей. Ежегодное участие в конкурсах, неоднократные приезды нефтяников с тщательной ревизией возможностей завода и не менее тщательным изучением ценовых и технических параметров привели к успеху.


Первая машина, выпущенная для них, – совершенно новая разработка. Механический подъемник грузоподъемностью 60-80 тонн построен на трехосном шасси Минского завода колесных тягачей, специально спроектированном для ЕлАЗа. Агрегат, как уже было отмечено, отправился на испытания – обязательное условие закупки большой партии. Первый подъемник сопровождает команда заводчан, чтобы обучить работе на нем местных машинистов и постоянно контролировать состояние техники. В Сургуте, Нижневартовске и Нефтеюганске будут созданы консигнационные склады с запасом быстроизнашивающихся узлов и деталей. Специально для такого клиента ЕлАЗ продлил срок эксплуатации машины на год, до 10 лет с правом продления до 12 лет после проведения совместных испытаний. Это позволит нефтяникам не тратить деньги на аттестацию машин, отслуживших паспортный срок эксплуатации.


Стоимость агрегата – около 9 миллионов рублей. Это недешево, признает Рашит Салихов, но импортные, преимущественно американские, аналоги в 2,5 раза дороже. Елазовская техника должна заменить иностранные агрегаты. А на компанию “Сургутнефтегаз” смотрят и другие сибирские нефтедобытчики, во многом следуя ее примеру.


Но и это не все. В ближайшие годы “Татнефть” планирует провести замену трети парка подъемных агрегатов – около 120 машин. По просьбе нефтяников разрабатываются новые машины. Одна мощностью 50 тонн, на полуприцепе, аналогов ей в России не существует. Вторая 80-тонная – на четырех-осном шасси. По заказу “Татнефтегеофизики” в апреле будет поставлен каротажный подъемник для спуска в скважины дорогостоящих и чутких приборов. Потребности только указанной компании – около 40 машин в год, а если учесть другие геофизические предприятия, то цифра возрастет до 200 машин в год – весьма перспективная ниша.


Сегодня елазовская техника работает на Крайнем Севере и в Ставрополье, в Краснодарском крае и Восточной Сибири. Начаты поставки в Республику Коми, выходит ЕлАЗ и на казахстанский рынок – в этой стране поставлена задача за 3-4 года увеличить уровень добычи нефти втрое. То есть агрегаты завода представлены сегодня во всех регионах, где идет активная добыча и освоение месторождений.


И, конечно же, этой техникой обеспечен Татарстан, который стал для ЕлАЗа отправной точкой на теперь уже успешном пути сотрудничества с нефтяниками.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще