На очередном заседании коллегии Счетной палаты Татарстана рассмотрены результаты проверки использования в 2004-2006 годах бюджетных средств в Арском муниципальном районе.
По сообщению аудитора Сергея Колодникова, общая сумма нарушений составила 36,8 млн. рублей, в том числе использование средств не по целевому назначению – 6,1 млн. рублей.
Так, районное предприятие ЖКХ в нарушение действующего законодательства не перечислило в бюджет РТ 241 тыс. рублей от реализации основных средств. Кроме того, 4,8 млн. рублей, выделенные из районного бюджета на проведение капремонта жилого фонда и объектов коммунального назначения, предприятие израсходовало не по назначению.
По распоряжению Кабинета Министров из республиканского бюджета было направлено 677 тыс. рублей на погашение кредиторской задолженности бюджетных учреждений района. Однако деньги осели в администрации района, кредиторской задолженности у которой на момент получения средств не имелось.
Администрацией района также допущено нецелевое использование средств районного бюджета в виде сверхнормативного списания ГСМ, использования бюджетных средств по несоответствующим кодам экономической классификации и оплаты коммунальных услуг за площади, занимаемые сторонними организациями, – всего на общую сумму 263 тыс. рублей.
625 тыс. рублей недосчитался бюджет района в результате необоснованного зачисления административных штрафов на внебюджетный счет РОВД и недоплаты арендаторами за пользование коммунальным имуществом и землей. А проверка работы районных конкурсных комиссий установила факты заключения муниципальных контрактов без проведения обязательных открытых конкурсов и с прочими нарушениями действующего законодательства по выбору поставщиков и подрядчиков на общую сумму 17,7 млн. рублей.
Как отметил аудитор, Арский район – один из тех регионов, где развито сельское хозяйство. Однако и здесь, по его словам, имеются значительные проблемы. Так, согласно данным управления сельского хозяйства и продовольствия района, объемы бюджетных средств, выделяемых на развитие здесь сельского хозяйства с 2004 по 2005 год, возросли в 1,5 раза и составили 15 процентов в 2004 году и 21 процент в 2005 году к денежной выручке от реализации сельскохозяйственной продукции. То есть оказанная за счет бюджетных средств помощь заметно увеличилась не только в абсолютном значении, но и в процентном соотношении к собственным денежным средствам. Однако, как сообщил Сергей Колодников, отдельные экономические показатели сельхозпредприятий района изменяются не в лучшую сторону. Например, на фоне увеличения государственной поддержки за счет средств федерального и республиканского бюджетов валовая продукция предприятий района снизилась на 15 млн. рублей (с 997,7 млн. рублей в 2004 году до 982,7 млн. рублей в 2005-м). Таким образом, при увеличении государственной поддержки на 54 процента объем производства продукции уменьшился на 1,5 процента. В частности, в растениеводстве, несмотря на увеличение в полтора раза объема бюджетных средств, затрачиваемых на внесение минеральных удобрений (2004 г. – 32,9 млн. рублей и 2005 г. – 51,5 млн. рублей), объем валовой продукции уменьшился на 7,8 процента (соответственно – 641,5 млн. рублей и 591,2 млн. рублей).
Анализ распределения между хозяйствами района минеральных удобрений, приобретенных за счет бюджетных средств, показал, что пропорции распределения не соблюдаются. Крестьянские и фермерские хозяйства с малой площадью пашни удобрений не получали вообще. В то же время некоторые хозяйства, получая удобрения, многократно превышающие средние показатели по району, при этом имеют низкую окупаемость по основным культурам применения. Например, хозяйство “Учхоз” в 2004 году получило минеральных удобрений в 2,4 раза больше среднерайонного показателя на гектар пашни. А результат по окупаемости удобрения по зерновым культурам в хозяйстве не достиг и среднего значения по району. В 2005 году ООО “Ариадна” получило удобрений в 11,7 раза больше от среднего значения по району, однако окупаемость их оказалась невысокой.
При исполнении доходной части бюджета Арского района план по земельному налогу выполнен лишь на 73,8 процента. В районе имеются земли, зарегистрированные на предприятия и сельхозпроизводителей, в отношении которых в настоящее время идет процедура банкротства или ликвидации. С приходом в район инвесторов на базе имеющихся сельхозпроизводителей образовались предприятия “Вамин-Арча”, “Вамин-Марджани”, АФ “Татарстан”, “Ариадна”. Недоимка и возникшая текущая задолженность по этому налогу остались за прежними сельхозпредприятиями, а процесс переоформления переходящих в собственность к новым собственникам земель до настоящего времени не завершен. Это и явилось причиной недопоступления земельного налога в размере 3,7 млн. рублей.
По итогам проверки Счетной палаты в полном объеме произведено сокращение финансирования учреждениям района на сумму допущенного ими нецелевого использования средств местного бюджета, издано распоряжение руководителя исполкома района о принятии мер по результатам проведенных контрольных мероприятий.